?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Мои друзья нашли забавные ноты авторства М.А.Кюсса. Того самого, автора вальса "Амурские волны":







В конце брошюры - описание популярного в те времена салонного танца, придуманного на эту музыку:


...Годы службы на Дальнем Востоке были невероятно плодотворными для Макса Авельевича. Но замкнутый характер маэстро, его природная склонность к меланхолии, душевное беспокойство – всё это отражалось на творчестве композитора, затрагивая его самые печальные струны. Даже марш 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, который так понравился Её Императорскому Величеству Марии Фёдоровне, Кюсс назвал «Тяжелая жизнь». И поговаривали, что именно название марша стало препоной для вручения царского подарка (именных часов). От названия новых вальсов, написанных композитором после «Амурских волн», веяло беспросветной грустью: «Скорбь души», «Разбитая жизнь».
Пожалуй, только танец «Дирижабль», написанный в 1911 году, в последний год пребывания Макса Кюсса на Дальнем Востоке и посвященный другу Эрасту Цорну, выбивался из общего печального, если не сказать, трагического настроя композитора своим темпераментом и веселым озорным ритмом. Этот танец считался салонным и был в те годы невероятно моден. Ему специально обучались в танцклассах. А на титульном листе нот, где изображен парящий дирижабль, есть пометка: « танец исполняется лёгкими грациозными прыжками!» Много позже, уже в советское время к этой задорной музыкальной миниатюре прибавится еще одно сочинение, несвойственное для Кюсса по жанру, тем не менее, ставшее необычайно популярным - фокстрот «Алёша-ша».

...Ничто больше не держит в Москве маэстро. Он опять один. С очередной женой жизнь не сложилась, да и не могла наверное. Характер у Макса Авельевича с годами лучше не стал. Да и сердце по-прежнему было занято. Теперь уже не надеждами, а только горькими воспоминаниями. Но вот уже и 1932-ой год заканчивается. Сын уже взрослый, а значит, пора в дорогу. Все равно куда. Бывшие коллеги посоветовали наняться вольнонаемным капельмейстером на разворачивающуюся под Дмитровым гигантскую стройку - «сооружение водного канала «Волга-Москва»

И Кюсс едет в Дмитров. Там всё только начинается. Там нужны музыканты. Начальник лагеря без особого промедления берет в штат известного музыканта, несмотря на то, что в расписании нет должности капельмейстера. Пока нет. Зато есть вакансии стрелков. И маэстро оформляют стрелком.

Из фондов Государственного архива РФ: «Приказ №42 от 25 февраля 1933 г. Капельмейстера Управления Кюсс Макса Авельевича назначить на должность стрелка в/охраны с исполнением обязанности капельмейстера, зачислить его в списки Управления и на все виды довольствия с 1 марта с.г. Справка: заявление его и рапорт нач. в/охраны за № 192»
Строительство канала находилось под непосредственным контролем тов.Сталина. Кинооператоры несколько лет снимают самые яркие моменты стройки, чтобы создать полнометражный документальный фильм, полный людского радостного энтузиазма. Есть в нем и кадры играющего оркестра под управлением капельмейстера. Но, увы, это не Макс Кюсс.
Такая уж у него судьба - всё время оставаться за кадром истории. Но первый оркестр на строительстве канала был организован именно им. Итак, 1-го марта 1933 года в Дмитлаге начал свою работу стрелком-капельмейстером автор популярных вальсов: «Амурские волны», «Разбитая жизнь», «Моя тайна» композитор Макс Авельевич Кюсс. Но там его сочинительские таланты мало кого волновали. Перед руководством Дмитлага стояли иные задачи. Нужно было срочно создать из зэков хороший оркестр и не один. И маэстро принялся за работу. Уже летом 1933-го года состоялся первый выпуск курсантов, отобранных Кюссом из мало-мальски музыкально способных заключенных. 20 человек первой музкоманды. А в очередном приказе говорилось: «Немедленно приступить к организации 2-го духового оркестра…»

канал Москва-Волга 008.jpg

Кюсс составляет список необходимых для оркестра инструментов. И какой-то чиновник в этот список вслед за малым барабаном под №26 вписывает: «капельмейстер». Такой же неодушевленный предмет- раб, пленник. Ежедневная нагрузка для музыкантов определена приказом – 10 часов в день. А это : «обязательная игра на разводах, во время производства, при выводе на работу и с работы лучших коллективов и бригад». А, кроме того, проведение всяческих вечеров самодеятельности, хоровых кружков и т.д. При этом музыканты – зэки, или как их официально называли – каналоармейцы, должны были еще и исполнять на стройке обычную производственную повинность. Этого Макс Кюсс понять был не в состоянии. Далёкий от политики, он, тем не менее, был профессионалом высочайшего класса, знал себе цену и не мог допустить брака в своей работе. Дерзкий и своенравный, он не боялся выдвигать свои требования. Хорошо еще, что начальник лагеря С.Фирин выслушивал его претензии.
Маэстро продержался в лагере года два, не выдержав его условий.
В 1935 году Макс Авельевич Кюсс решает вернуться в Одессу. Ему уже 58 лет, а по новым документам и того больше – 61 год. Что и говорить, возраст почтенный. Отпустили, не мешкая.


Полная версия текста




Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
liilliil
1 янв, 2015 16:47 (UTC)
Надо Планту послать, пусть станцует
ezyk091978
1 янв, 2015 18:13 (UTC)
Интересно было бы запись найти :)
ikuv
1 янв, 2015 18:15 (UTC)
Да не проблема!
Во-первых, она звучит при открытии поста.
Во-вторых, вот она - http://www.ledzeppelin.ru/mp3/Le_Dirigeable_-_danse_de_salon_1907.mp3
ezyk091978
1 янв, 2015 18:28 (UTC)
Спасибо, у меня на айпаде при открытии поста не заиграла.
Бодренький мотивчик, действительно, надо легко танцевать.
juliakey
5 янв, 2015 14:35 (UTC)
прелесть что за музычка
давайте я вам красотищу покажу для малой авиации и дерижаблестроения ))http://maps.aopa.ru/#lon/42.200223/lat/59.883776/z/5/ll/a/bl/gm/p/7716/mode/r

Edited at 2015-01-05 14:36 (UTC)
ikuv
7 янв, 2015 10:39 (UTC)
Re: прелесть что за музычка
Спасибо, очень занимательный сайт!
juliakey
7 янв, 2015 21:14 (UTC)
Re: прелесть что за музычка
у меня вроде есть аналогичное по портам и пристаням .. но я будут признательна если вам аналогичного порядка карта попадется по водномутранспорту
uruk_65
9 янв, 2015 10:22 (UTC)
Какое чудо. Нечто между Одессой и балом!
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Ссылки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow