?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

На строительстве Канала Москва-Волга возведено немало интересных, сложных и красивых сооружений. Безусловно, одним из таких объектов является Химкинский железнодорожный мост Октябрьской железной дороги. Именно о его строительстве и пойдёт речь в продолжение темы «Труба, а по ней течёт вода»



Лето 1935 года. Подмости и кружала моста. Вид по направлению в Ленинград.

Мост под номером 423 по внутренней канальской документации выполнен по оригинальному (не серийному) проекту. Проектирование его стало целой эпопеей. Первоначальное задание предполагало мост с судоходным проёмом 85,4 метра по ширине и 11,25 метра по высоте от уровня воды. Было спроектировано 11 вариантов моста. Позже задание изменилось – судоходный проём увеличили до 106,6 метра по ширине и 21 метра по высоте. Из имеющихся вариантов было отобрано 5 и именно они были просчитаны до логического конца. Из этих оставшихся вариантов, исходя из технико-экономических соображений, и был выбран проект, который мы и видим сейчас в железобетоне.



Конструкция моста, предложенная инженером Аполлоном Белоголовым, была очень необычной. Внутри несущей арки располагались только два железнодорожных пути. Другие два пути проходили снаружи арки, на консолях.
Именно четыре железнодорожных пути заложил в проект прозорливый НКПС (Народный Комиссариат Путей Сообщения, преемником которого ныне является пресловутое ОАО РЖД). По требованию комиссариата в проект было заложено не 2 пути под фактическое количество на этом участке в те времена, а сразу 4. На будущее расширение. Ждать пришлось немало. Третий путь Октябрьской железной дороги на этом участке был проложен только к середине 70-х, а четвёртый – строится только в наше время. Итог – мост оказался построен с перспективой на 80 лет и дальше.
Кроме того, НКПС поставило два немаловажных условия – во время строительства движение по Октябрьской железной дороге не должно прерываться ни на один день и ось нового моста должна совпадать с существующей осью железной дороги, чтобы не образовался лишний изгиб (привет «Сапсану»!). Что внесло определённые сложности при подготовке к строительству.
Для решения проблемы было решено сделать обходные пути по временной эстакаде, которую расположили левее (по направлению к Ленинграду) насыпи с основными путями. В середине ноября 1934 года по временной эстакаде были пущены первые составы. Именно этот момент и считается началом строительства Химкинского железнодорожного моста.



Осень 1934 года. Вид временной эстакады в сторону Москвы



Осень 1934 года. Вид временной эстакады в сторону Ленинграда

Металлические конструкции встроенные в деревянную эстакаду – пролётные строения из запасов Октябрьской ж.д. длиной 16 и 32 метра. Они использовались не только для повышения надёжности и уменьшения общего веса эстакады, но и свободного доступа к местам строительства опор будущего моста с обеих сторон насыпи:



Зима 1934-1935 годов.

Старую насыпь оставили. Она стала временным фундаментом для сооружения моста.
Для обеспечения строительства моста в близлежащей местности было создано целое предприятие. В нём присутствовали различные цеха, склады и другие помещения и площадки. От бетонного завода и арматурного цеха до столовой и пожарной команды. И всё это казалось бы хаотичное расположение объектов на самом деле увязывалось жёсткой логистикой передвижения материалов и заготовок по строительной площадке.





Зима 1934-1935 годов. Вид на склад гравия и бетонный завод ленинградского устоя. Направление съёмки – восток.

Хотя строительство и было запланировано в основном на тёплое время года, сооружение устоев (опор) пришлось на самое что ни на есть предзимнее и зимнее время. А при минусовых температурах копать котлованы, откачивая постоянно грунтовые воды – занятие не из приятных. Эти же отрицательные температуры однажды сыграли неприятную штуку – при погружении бетонной конструкции устоя в вырытый котлован, она застряла на полпути. Чем её только не пытались «пропихнуть» в глубину, стронуть с места - даже сделали несколько взрывов по периметру – ничего не помогало. Пока на улице не поднялась температура. Ледяной стык между грунтом и бетоном растаял и конструкция сама плавно опустилась за запроектированный уровень.



Конец ноября – начало декабря 1934 года. Начало разработки котлована для опоры с московской стороны. Направление съёмки – юго-восток.



Конец ноября – начало декабря 1934 года. Начало разработки котлована для опоры предположительно с ленинградской стороны (направление съёмки – северо-запад). Почему предположительно – если вы заметили, то предыдущий снимок имеет номер 88 и в таком виде опубликован в книге «Канал Москва-Волга. Технический отчёт. Мосты и дороги. 1941 год». То есть ракурсу можно доверять. Этот снимок имеет номер 89 (то есть следующий по очереди) и был опубликован на сайте oldmos.ru в зеркальном виде. Его пришлось «отразить», так как в противном случае содержимое снимка никак не совпадало со снимком №88. Таким образом получается, что это опора с ленинградской стороны моста.

Немало на стройке было и банального разгильдяйства, что компенсировалось напряжённой работой. Сам понимаете кого – в подавляющем большинстве заключённых. Так однажды «поплыла» новая насыпь обходного пути. Почему? Из-за нарушения технологии отсыпки. Водоупорный грунт типа глины насыпали так, что перекрыли выход дренажного слоя. Результат - вода стала искать себе выход, размыла и частично обрушила насыпь.
Задержки вызывались и исконно советскими проблемами – задержкой поставок материалов и их плохим качеством. Так из-за плохого качества цемента бетонирование арок началось на 1,5 месяца позже, чем могло бы начаться.

Конечно же о плохом писать интересней. Но и о хорошем забывать нельзя. Химкинский железнодорожный мост стал уникальным сооружением, на котором отрабатывались технологии, которые позже стали востребованы в мостостроительстве. Основной заслугой инженеров и строителей стало возведение первых в СССР пустотелых железобетонных мостовых арок. Соответственно была выработана технология их изготовления. Этот мост является одним из крупнейших арочных железнодорожных мостов в СССР. Размах арки составляет 116 метров, высота – 29 метров. Кстати, знаете ли вы, что внутри арок Химкинского моста можно пройти от одного берега канала до другого? И вполне комфортно – высота прохода 2,8 метра, ширина – 1,2 метра.



Опытный кусок верхнего кольца арки.

1 и 2 ноября на мост заехали четыре железнодорожных состава по восемь гружёных вагонов и одному паровозу в каждом. Это были испытания статической нагрузкой. Прошу отметить – успешные испытания.



Уже 4 ноября 1935 годы строительство было завершено. Примерно за 11,5 месяцев. А не за 9, как утверждают множественные обезличенные источники в сети.
Конечно же измерения деформаций моста продолжались ещё значительное время. Но и они не показали отклонений свыше расчётных.
Существует интересный снимок немецкой аэрофотосъёмки, сделанной 22 августа 1943 года (ориентирован строго по сторонам света):



На нём ещё отчётливо заметны следы строительства – следы железнодорожного пути объездной эстакады (1 - у московской опоры, 2 – у ленинградской опоры) и дорога к основным складским и производственным зданиям 3.

За время эксплуатации мостов через канал Москва-Волга многие претерпели капитальные обновление и даже полные замены (примеры тому Яхромский ж.д. мост, Химкинский и Дмитровский шоссейные мосты). А старый Химкинский железнодорожный мост Октябрьского направления до сих пор как новый.
Ну и ещё немного фотографий тех времён, которые не удалось «втиснуть», привязав к тексту:



Осень 1935 года. Арка моста после уборки кружал и подмостей. Вертикальные колонны ещё не забетонированы.



То же самое, но немного позже. Скорее всего снимок сделан 1-2 ноября 1935 года, в дни проведения статических испытаний (на заднем плане видны паровозы, причём на главном пути).



Осень 1935 года. Разборка опалубки арок моста. Вид в сторону Ленинграда.



Почти тот же вид, но позже. Предположительно также 1-2 ноября 1935 года. Вид в сторону Ленинграда.



Мост в 1938 году.



Почти тот же вид. Фото сделано в промежутке между 1937 и 1940 годом.

Источники:
Фото из коллекции Сергея Гаева
Фото с сайта oldmos.ru
Фото с сайта moskva-volga.ru
Обработка фото CrazyHamster
Книга «Канал Москва-Волга. Технический отчёт. Мосты и дороги. 1941 год»
Личная коллекция

Update



Комментарии

( 22 комментария — Оставить комментарий )
livejournal
28 май, 2013 20:47 (UTC)
AOStory из ЖЖ: Строительство Химкинского железнодорожног
Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в записи «AOStory из ЖЖ: Строительство Химкинского железнодорожного моста» в контексте: [...] Оригинал взят у в Строительство Химкинского железнодорожного моста [...]
tiranozavrrex
27 сент, 2014 18:20 (UTC)
Этот рассказ самый крутой из той подборки!!!
ikuv
27 сент, 2014 18:25 (UTC)
Спасибо! А вчера публика (и редакторы ЖЖ) посчитала, что про тарелки Речного круче...
tiranozavrrex
27 сент, 2014 18:27 (UTC)
Мне Железка нравится просто)
ikuv
27 сент, 2014 18:31 (UTC)
А я на Савёлке живу ;)
А вот, кстати, на тему Савёлки - http://ig-kuv.livejournal.com/8073.html

Edited at 2014-09-27 18:32 (UTC)
tiranozavrrex
27 сент, 2014 18:38 (UTC)
Я на другой дороге - Рижке. Он, кстати, тоже приходит на не кольцевую линию метро - станцию Рижская. А когда построят второе метрокольцо, то Рижский и Савёловский будут напрямую связаны)
ikuv
27 сент, 2014 18:42 (UTC)
Будем ближними соседями!
ezyk091978
12 окт, 2014 16:12 (UTC)
Вы прямо о моих родных местах пишите :) Отличный пост и незамыленные фото.
Кстати, временные съезды довольно долго сохраняли на всякий случай как задел для постройки временного моста на случай разрушения основного.
livejournal
26 окт, 2014 16:43 (UTC)
Химкинский железнодорожный мост.
Пользователь besour сослался на вашу запись в своей записи «Химкинский железнодорожный мост.» в контексте: [...] Тема моста: Очень хороший рассказ: http://ig-kuv.livejournal.com/18053.html [...]
livejournal
8 ноя, 2014 20:03 (UTC)
Строительство Химкинского железнодорожного моста - upda
Пользователь pantv сослался на вашу запись в своей записи «Строительство Химкинского железнодорожного моста - update» в контексте: [...] что при написании материала о возведении Химкинского железнодорожного моста [...]
terranovez
24 ноя, 2014 18:29 (UTC)
Просто бесценные фотографии. Каждый день по этому мосту езжу на работу в Москву и обратно. Даже не верится, что и этот мост когда-нибудь снесут и построят новый рядом. Кстати, а на какой срок он был рассчитан?
ikuv
24 ноя, 2014 19:13 (UTC)
Кто ищет, тот всегда найдёт :)
На ваш вопрос ответить не смогу... Но в ближайшее время точно не собираются. Поскольку только несколько лет назад (спустя почти 80 лет после постройки) его начали ПОЛНОСТЬЮ использовать, проложив на нём ещё две железнодорожные ветки, помимо двух существовавших изначально.
(Анонимно)
14 мар, 2015 17:20 (UTC)
Проложили не две, а одну ветку(было три). Живу рядом на Левобережной(нынче Левобережье..)
Спасибо за хорошую историю с картинками :)
ikuv
14 мар, 2015 17:34 (UTC)
Не совсем уверен, но третью ветку проложили уже в конце XX - начале XXI века.
livejournal
9 апр, 2015 19:12 (UTC)
Строительство Химкинского железнодорожного моста
Пользователь durasik сослался на вашу запись в своей записи «Строительство Химкинского железнодорожного моста» в контексте: [...] Оригинал взят у в Строительство Химкинского железнодорожного моста [...]
russos
20 сент, 2015 21:36 (UTC)
Спасибо за серию интересных рассказов!

G0012349
livejournal
16 окт, 2015 06:56 (UTC)
Речной круиз как созерцательный вид отдыха
Пользователь russos сослался на вашу запись в своей записи «Речной круиз как созерцательный вид отдыха» в контексте: [...] железной дороги через канал имени Москвы. Вот здесь есть шикарная статья о том, как его строили [...]
livejournal
16 окт, 2015 08:34 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
livejournal
18 окт, 2015 23:32 (UTC)
Речной круиз как созерцательный вид отдыха
Пользователь nanonews_2011 сослался на вашу запись в своей записи «Речной круиз как созерцательный вид отдыха» в контексте: [...] железной дороги через канал имени Москвы. Вот здесь есть шикарная статья о том, как его строили [...]
gagydza
20 дек, 2015 22:41 (UTC)
Большое спасибо за рассказ! Очень увлекательно читать об истории мест, где бываешь ежедневно.

Edited at 2015-12-20 22:41 (UTC)
Leonid Kipot
25 сент, 2018 22:10 (UTC)
Благодарность
Благодарность от старого зэка, ой, шабашника... За интересный рассказ про красивый мост.
( 22 комментария — Оставить комментарий )

Ссылки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow