?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Оказия в очередной раз занесла меня в Тверь. Вооружившись фотоаппаратом и выкроив время, удалось осуществить своё давнее желание - побывать у Тверского (Калининского) речного вокзала. Трагично-грандиозное зрелище. Сталинский ампир практически в руинах.
Сначала хотел выложить просто свои фотографии, но понял, что их недостаточно, поэтому обратился к литературе, скупой на тему этого вокзала, и фотографиям местных блоггеров, побывавших на крыше и внутри здания. Надеюсь, что эта компиляция будет удобоваримой.

Здание речного вокзала в Калинине (авторы архитекторы П. П. Райский и Е. И. Гаврилова, инженер И. М. Тигранов) выстроено в 1938 году на стрелке у места впадения реки Тверцы в Волгу на месте разрушенного Отроч монастыря.


Так должен был выглядеть Калининский речной вокзал по задумке архитекторов. Справа - к верховьям Волги, слева - река Тверца.


Так выглядел Отроч мужской монастырь на фотографии М.П. Дмитриева в 1903 году. Вид из-за реки Волги.


Тот же монастырь, в том же году, но из-за реки Тверцы. Фото того же М.П. Дмитриева.

Вокзал отмечал собой один из важных пассажирских пунктов трассы канала Москва — Волга. Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров.


Речной вокзал вскоре после постройки на картине неизвестного художника. Стоит недорого - 35 000 руб. Фото картины позаимствовано с Молотка.

В 1969 — 75 гг. сооружены причалы длиной около 400 метров. Речной вокзал принимает экскурсионные и прогулочные суда, в том числе и дальние. До конца 1980-х годов действовали пассажирские линии, соединяющие Тверь с городами на Волге от Ржева до Углича, движение на Ржев прекратилось к началу 1990-х, а к началу 2000-х остались только пригородные теплоходы на Судимирки и Моркино.

Так как в архитектуре не разбираюсь, мне проще процитировать фрагмент из книги Р.Я. Хигера "Архитектура речных вокзалов", 1940 года издания (выделено курсивом) и попытаться расставить как современные фото, так и фото из этой же книги:

Перед авторами вокзального здания стояла двойная задача создать хорошо разрешенную по силуэту и объемам композицию привлекательную и со стороны реки и со стороны центральной городской площади, которую речной вокзал частично оформляет. Задача эта осложнялась тем обстоятельством, что здесь надо было включиться в ансамбль города, архитектура которого имеет отчетливо выраженное лицо, созданное в XIX в. Казаковым и его помощниками.

Вокзал имеет строго осевую композицию. Биссектриса стрелки делит вокзал симметрично на две совершенно одинаковые части. В этой симметричной композиции здания, ориентированного на зрителя, подъезжающего к вокзалу водным путем, имеются свои достоинства, но имеются и минусы.




Действительно, зритель, подъезжая к вокзалу с реки, видит его с наиболее выгодной осевой точки зрения, охватывает его взглядом одновременно с обеих сторон и воспринимает композицию симметричной и выразительной по нарастающему силуэту.


Речной вокзал вскоре после постройки.

Авторы упустили, однако, из виду, что не менее важна перспектива с противоположного берега Волги, параллельного одному из симметричных крыльев вокзала, с набережной и бульвара, служащих для городского населения местом прогулки и отдыха.


Современный вид на вокзал из-за Волги. Справа от вокзала Свято-Екатерининский женский монастырь, слева - церковь Успения Пресвятой Богородицы. Взрослые деревья полностью перекрыли вид на вокзал. Так что задумка архитекторов со временем разрушилась.

Если принять во внимание и эту важную точку зрения, то общую композицию вокзала следовало бы решать не строго симметрично относительно диагональной оси стрелки, а подчеркивая главный фасад, параллельный Волге.


Тот же ракурс, но с увеличеним. Заметно, что на вокзале новая жестяная крыша. Казалось бы это хороший признак! Однако всё оказалось не так радужно.


Действительно, в марте 2011 года крышу восстановили, впрочем как и сделали внутренний ремонт. Не полностью, но привели в божеский вид.

Планы всех этажей здания подчинены схеме основного цилиндрического объема, в трех этажах и цоколе которого располагаются главные залы; в боковых же крыльях, распланированных приемом двухстороннего коридора, находятся вспомогательные помещения.

Хорошо продумано распределение пассажиропотоков: основные проходят сквозь здание, а транзитные минуют его, проходя сквозь монументально разрешенные пропилеи, которые удачно фланкируют основной объем здания как со стороны набережной, так и со стороны городской площади.





То же сегодня. Интересно, что архитекторы чётко привязались к местности. Точно на оси этого прохода, на краю привокзальной площади, находится церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1722 году. Единственная постройка уцелевшая от Отроч мужского монастыря.

Пересмотрев множество открыток с изображением Калининского речного вокзала, обнаружил забавную закономерность - вокзал фотографировали так, чтобы церковной маковки было невидно - либо не попадала в кадр, либо была закрыта зданием вокзала. Примеры тому:









Проход с площади вокзала к Тверце в марте 2011 года


То же самое в июле 2013. За это время стены успели покрасить и опять изрисовать.

Фасад вокзала, выходящий на последнюю [вокзальную площадь], соответствует характеру городского центра.



Вполне уместны здесь и кольцевая лоджия в три этажа и конструктивный ордер, парадно решающий стену.



Фасад с реки с осевой точки зрения и в ракурсах также имеет свои положительные черты.


Чаща напротив главного фасада здания вокзала.


Лесенка в чаще

Стилобат основного объема с его аркадой, колоннада лоджии, Завершение воздушным круглым бельведером с вертикалью световой установки — все это хорошо сочетается с гладью реки и с береговым ландшафтом; только в главной колоннаде капители слишком измельчены для колонн такого масштаба и грубоваты консоли под всем карнизом стилобата, не выполняющие никакой функции.




Почти то же самое, но этим летом. Радужность починки крыши и реальность состояния здания.




Тот же ракурс, но сейчас.




Часть того же портика сегодня


Из якорей остался только один.


А боковые стенки не обветшали, а почти разрушились.


Вид на волжское крыло со стороны Волги

Капители колонн кольцевой галереи на плоской кровле, окружающей ресторан, неплохо нарисованы и хорошо найдены в масштабе и светотени, но почему-то эти колонны лишены баз и поставлены на высокие рустованные пьедесталы, плохо вяжущиеся с общим стилем колоннады.




То же, только в 2011 году.





В интерьере вокзала любопытен узел лестниц в центре вестибюля. В чертеже плана он воспринимается чрезмерно усложненным, но в натуре он читается довольно просто и создает интересные перспективы пространству вестибюля, переходящего в зал ожидания на втором этаже и в зал, расположенный в цокольном этаже.



Часть вестибюля весной 2011 года. Заметен очень приличный ремонт. Сделан он был в 2011. Дело в том, что в здании вокзала предполагалось разместить выставочный центр Марата Гельмана. И даже год проработал. Но в 2012 году был закрыт. Причины закрытия весьма мутные.

Удачно решен и круглый ресторан на третьем этаже: при небольшой площади (100 м2) он, благодаря легкому стеклянному витражу с поднимающимися рамами и подвесному купольному перекрытию со скрытым от зрителя стеклянным фонарем, насыщен воздухом и светом и кажется гораздо больше своих действительных размеров.

В целом Калининский речной вокзал, несмотря на отдельные его недостатки, является удачным сооружением. Замысел вокзала по идее, силуэту и массам интересен и вписывает свое слово в образное понимание архитектуры водного транспорта.


Ну а дальше просто фотографии. Постарался собрать парами - как было и как стало.


Надпись над входом в вокзал (2013)


Надпись осталась снаружи. Вид на вход в вокзал изнутри (2011).





Зал ожидания в 2011 году. Заделаны верхние части окон. От этого высокий и светлый зал превратился в мрачноватое помещение.




2011 год. Бра сохранились изумительно!





2011 год. Вестибюль и одна лестниц. Если бы не небольшие куски отвалившейся краски и потрёпанного паркета, всё выглядит замечательно!


Остатки привокзальной ограды


Страж вокзала. Сопровождал меня повсюду. То ли следил, что бы я чего не попортил, то ли попрошайничал. Скорее последнее. Сникерс ему понравился.

Надеюсь, что пользователи humus, jury_tver и ilja_matveev не сильно на меня обиделись за использование их фотографий без предварительного разрешения. И Википедия тоже :)
Книгу Хигера "Архитектура речных вокзалов" в полном объёме можно найти на сайте moskva-volga.ru. Впрочем как и многое другое, не менее интересное и редкое.







Комментарии

( 45 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
livejournal
2 дек, 2013 05:22 (UTC)
Речной вокзал в Твери: давно и недавно
Пользователь tverrobot сослался на вашу запись в записи «Речной вокзал в Твери: давно и недавно» в контексте: [...] другое, не менее интересное и редкое. Оригинал взят у в Речной вокзал в Твери: давно и недавно [...]
maximkalinov
2 дек, 2013 07:39 (UTC)
эх, жаль конечно, что всё гниет, и скорее всего сгниет

внесу свои 5 копеек:



ikuv
2 дек, 2013 08:09 (UTC)
Разительное несоответствие внешнего и внутреннего вида. Хотя эти фото относятся уже к прошлому, хотя и недавнему, 2011 году?
(без темы) - maximkalinov - 2 дек, 2013 08:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikuv - 2 дек, 2013 08:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maximkalinov - 2 дек, 2013 08:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikuv - 2 дек, 2013 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - keyjulia - 30 янв, 2014 19:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikuv - 31 янв, 2014 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - keyjulia - 31 янв, 2014 18:35 (UTC) - Развернуть
livejournal
2 дек, 2013 08:11 (UTC)
Речной вокзал в Твери: давно и недавно
Пользователь gavrik_m сослался на вашу запись в записи «Речной вокзал в Твери: давно и недавно» в контексте: [...] Оригинал взят у в Речной вокзал в Твери: давно и недавно [...]
livejournal
2 дек, 2013 09:12 (UTC)
Речной вокзал в Твери: давно и недавно
Пользователь alika471 сослался на вашу запись в записи «Речной вокзал в Твери: давно и недавно» в контексте: [...] нал взят у в Речной вокзал в Твери: давно и недавно [...]
monteklever
2 дек, 2013 10:16 (UTC)
Класс! Спасибо за интересный рассказ.
ikuv
2 дек, 2013 10:24 (UTC)
Да не за что!
Tолько это в большей мере не рассказ, а показ :)

Edited at 2013-12-02 10:25 (UTC)
(без темы) - monteklever - 2 дек, 2013 13:02 (UTC) - Развернуть
vilnews
2 дек, 2013 11:11 (UTC)
"Вскоре после постройки"
Судя по картине, через 20 лет. Почему - виден "МК" (Мост имени М.И. Калинина) через Волгу, построенный на месте купеческих домов на ул. Набережная Степана Разина.
ikuv
2 дек, 2013 11:23 (UTC)
Re: "Вскоре после постройки"
Возможно, я плохо знаю историю Твери. Термин "вскоре после постройки" у меня применён, чтобы подчеркнуть, что пространство между вокзалом и набережной ещё не заросло деревьями и идея архитекторов ещё была жива.
(без темы) - keyjulia - 30 янв, 2014 19:55 (UTC) - Развернуть
livejournal
11 сент, 2014 15:38 (UTC)
По итогам Второго Тверского международного форума реч
Пользователь asosnin сослался на вашу запись в своей записи «По итогам Второго Тверского международного форума речного туризма» в контексте: [...] ающееся здание речного вокзала (интересный фоторассказ о тверском речном вокзале тогда и сейчас [...]
juliakey
30 мар, 2015 19:50 (UTC)
Стоит красавец ?

Внесу свои пять копеек, на строительство вокзала ругались еще при приемке, низ сложен из силикатного кирпича, не вечный, не прочный, плохое прилепание раствора к такому материалу ..да и раствор только называется цемент - известняковым ..скорее наоборот ..
давно ли там кто был ?


Игорь, должна сказать вам огромное человеческое спасибо, никогда бы в жизни это не вытянуть без ваших трудов ..спасибо что помните ..что не забываете и что причастны не маленькой частью свой жизни

Edited at 2015-03-30 19:52 (UTC)
ikuv
9 апр, 2015 14:37 (UTC)
Интересная информация! О плохом качестве строительства нигде не читал.
Спасибо! Пишу про то, что мне интересно! Рад, что интересно не мне одному :)
(без темы) - juliakey - 9 апр, 2015 18:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikuv - 9 апр, 2015 20:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - juliakey - 9 апр, 2015 21:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - juliakey - 13 апр, 2015 00:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikuv - 13 апр, 2015 11:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Key Key - 13 апр, 2015 12:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 16 авг, 2016 21:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - juliakey - 9 апр, 2015 18:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ikuv - 9 апр, 2015 20:56 (UTC) - Развернуть
alexandra_reut
10 авг, 2015 14:41 (UTC)
Спасибо за такой прекрасный визуальный ряд. Наткнулась на Ваш пост, через пол-часа,как отскриншотила все картинки про Калининский речной с книги Хигера. И стала искать свежие фотографии, дабы крышу ресторана сравнить, а тут такое счастье. Жаль, что на час раньше на Вас не наткнулась).
Насчет карьеры создателей канала после создания - это конечно черный юмор. Их там похоже всех расстреляли. Концов найти вообще не могу.Ну то, что Гавриловой с Райским похоже еще до войны не стало - это процентов 95.
Насчет постройки вокзала на низкой отметке - это факт уже хрестоматийный.
А об истории создания канала очень много информации здесь http://moskva-volga.ru/dmitlag-iz-istorii-stroitelstva-kanala-moskva-volga/
alexandra_reut
10 авг, 2015 14:44 (UTC)
Вообще в этом проекте находили много недочетов впоследствии, но мне кажется, что это всё придирки и, что архитекторы с инженерами, тут оказались крайними. Не думаю, что их кто-то особо слушал. По мне, так это жемчужина с горькой судьбой. Трагична и история её создания и её будущее.
alexandra_reut
10 авг, 2015 14:52 (UTC)
Вот я раззява. Дала Вам ссылку http://moskva-volga.ru/dmitlag-iz-istorii-stroitelstva-kanala-moskva-volga/ на Вас же. Тогда Вам еще и спасибо за Ваш сайт. Он чудесный.
livejournal
11 авг, 2015 17:00 (UTC)
Речной вокзал в Твери: давно и недавно
Пользователь alexandra_reut сослался на вашу запись в своей записи «Речной вокзал в Твери: давно и недавно» в контексте: [...] Оригинал взят у в Речной вокзал в Твери: давно и недавно [...]
livejournal
24 окт, 2015 21:13 (UTC)
Речной вокзал в Твери: давно и недавно
Пользователь dolgovevg сослался на вашу запись в своей записи «Речной вокзал в Твери: давно и недавно» в контексте: [...] Оригинал взят у в Речной вокзал в Твери: давно и недавно [...]
(Анонимно)
8 авг, 2017 07:38 (UTC)
7 августа 2017 года второй этаж здания рухнул, так и не дождавшись ремонта.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 45 комментариев — Оставить комментарий )

Ссылки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow