iKuv (ikuv) wrote,
iKuv
ikuv

Categories:

Взрыв Яхромского шоссейного моста: новая версия (часть 2)

Начало здесь

Существует очень любопытный фрагмент из книги Хассо фон Мантойфеля (Hasso von Manteuffel: Die 7. Panzer-Division im Zweiten Weltkrieg (Podzun-Pallas-Verlag, Friedberg, 1986. ISBN 3-7909-0296-9)), описывающий события вокруг Яхромского моста, но со стороны немецкой армии.

Hasso von Manteuffel
Хассо фон Мантойфель. Август 1944.

Перевод найден в архиве Валентина Сергеевича Барковского и был закончен им 20 мая 2000 года:

О нападении на мост в Яхроме руководитель боевой группы Мантойфель сообщает: "Для нападения на мост у Яхромы необходимо было продвинуться на юг от Рогачево. При этом обычные дороги, указанные на карте, были нам заказаны во избежание контрбросков противника. Петляние по перелескам - обжитая местность не годилась - было предпосылкой для внезапного нападения на мост. Заросшими тропами, глубоко заснеженными полями, через большой лесной массив головная группа инженерного полка, вооруженная бензопилами, прокладывала просеку шириной необходимой для прохода разведывательных машин (SPW), танков и тяжелой артиллерии, обеспечивая себе и подтягивающимся войскам надежное продвижение на юго-восток. Маршевый компас служил нам единственным ориентиром, т.к. в глухом лесу непочему было ориентироваться.
Вечером 27 ноября (1941 г.) за 1 час до наступления темноты, передовая часть нашего отряда во главе с его руководителем достигла д.Астрецово. Любой выход из леса в сторону Яхромы был запрещен, чтобы обеспечить внезапное нападение. Руководитель группы под защитой небольшой охранной группы занял небольшую высоту, с которой можно было обозревать город и мост через канал (расположенный севернее города). Офицеры, унтерофицеры и солдаты моей группы давили на меня, чтобы мы захватили мост в этот же вечер, который, как было видно, ещё невредим. С тяжелым сердцем я решил не поддаваться этому, планируя нападение только на утро, так чтобы все силы соединения смогли подтянуться и обеспечить активным огнем нападающее подразделение. К тому же на меня действовало то, что танки капитана Шродера (Schroeder), имевшиеся в нашем распоряжении не имели достаточного горючего (топлива), чтобы достигнуть Яхромы и моста до вечера. К тому же в расчете на удачный захват моста нужно было обеспечить создание на другой стороне канала предмостовой укрепленной зоны (Brükenkopf). Эта зона должна была быть достаточно широка и глубока, чтобы было обеспечено беспрепятственное продвижение через мост нашей дивизии и армии. Если удастся захватить мост неповрежденным, то огневая поддержка пехоты и поддерживающих ее огневых средств позволит сломить сопротивление противника за мостом. Внезапность захвата моста должна была уменьшить наши потери, но это не позволяло бросить на захват моста всю огневую мощь и нужно было получить от людей все, на что способен человек. После обдумывания этих планов я собрал наличных офицеров и унтерофицеров и подтягивающихся к д.Астрецово солдат, чтобы разъяснить им ситуацию и отдать приказ на запланированный налет.
«Так как мы не имели ни малейшего представления о местности до моста - вспоминали позже солдаты этого отряда - пришлось продвигаться в непроглядной ночи шаг в шаг и ни метра в сторону, любое разведение огня на маршруте было запрещено, равно как и любой выстрел, даже для обороны, если без него можно было обойтись. Гражданское население местности пришлое собирать в нескольких домах и оставлять под охраной. Для нападения на мост и перехода через канал я решил выбрать добровольцев, т.к. только ограниченное число стрелков и саперов можно было бросить на мост. На мой вопрос кто к этому готов, как я помню, никто не отказался. Все офицеры заявили о готовности идти на штурм. Каждый хотел быть первым. Из числа офицеров я выбрал тогда старшего лейтенанта Райнека (Reinek, 7-й стрелковый полк).


1941-11-28 11.00 до Яхромский мост со стороны Яхромы .jpg
28 ноября 1941, утро. Вид на мост со стороны Яхромы. Фото из книги Мантойфеля.

28 ноября (1941 г.) в 2 часа ночи из д.Астрецово выступила выбранная штурмовая группа. После беззвучного обезвреживания постов на этом берегу мост был захвачен старшим лейтенантом Райнеком с его бесстрашными стрелками и саперами. Райнек с несколькими солдатами первым прошел мост, за ними последовали через мост стрелковая группа, не издав ни единого выстрела, и далее прошла вся боевая группа. План захвата полностью удался, равно как и все мероприятия по образованию на восточном берегу канала, предмостового укрепления и плацдарма для огневой защиты. Резко пересеченная местность с обмерзанием грунта заставили стрелков нести тяжелое пехотное оборудование и аммуницию на руках. С помощью лебедок и ручной тяги экипажей пушки были расставлены также на западном берегу, чтобы обеспечить удары в глубину восточного берега, где, как скоро оказалось, противник собирал крепкий резерв. Необходимую огневую поддержку обеспечили танки капитана Шродера, который с несколькими танками вскоре перешел мост и эффективно поддержал стрелков пехоты.

1941-11-28 ~08-00 разминирование яхромского моста передовыми частями немцев .jpg
28 ноября 1941, утро. Немецкая передовая группа разминирует Яхромский мост. Фото из книги Мантойфеля.

Канал Москва-Болга с крутыми берегами глубоко врезан в ландшафт местности. По обоим сторонам канала с западной стороны находятся г.Яхрома и шоссейная трасса, с восточной стороны - шоссейная трасса и железнодорожная линия. Без поддержки тяжелого вооружения, которое так быстро не могло следовать за группой захвата, храбрые пехотинцы захватили высотную полосу по восточному берегу. При штурме использовались гранаты и холодное оружие (в т.ч. штыки). Были достигнуты первые укрепления русских. Некоторые защитники хотели сдаться, они выходили из укрытий с поднятыми руками, но собственные люди противника их расстреливали сзади.
Когда стрелки пехоты захватили восточный берег один танк занял позицию на железнодорожной линии. Одновременно наша пехота столкнулась на восточном шоссе с несколькими танками Т-34. Танковая группа старшего лейтенанта обладателя "Железного креста" Орлофа (Ohrloff) вывела из строя бронепоезд и 3 танка противника, хотя группа Орлофа обладала всего лишь бронепушками калибра 3,7 см. Пехотинцы тем временем закрепились по склонам восточного берега. Противник пытался отбросить пехоту, но пехотинцы озлоблено вгрызались в землю окопами. В это время на мосту появился офицер штаба 6-го пехотного полка, насколько помню, с автомашиной типа бронетанкетки, и от имени немецкого командования передал письменный приказ с прилагаемыми картами по созданию защитной зоны по западную сторону от канала. Он был удивлен, когда узнал, что мы уже прорвали укрепление по каналу и что мост уже в наших руках. В самом городе население не заметило нашего продвижения. Около 7 часов утра 28 ноября люди устремились на фабрику. К 8-ми часам утра заработал хлебозавод. Когда стало светлее население все заметило, общественная жизнь замерла, фабрика закрылась. Я помню, что многие мои товарищи удивились, почему я не радуюсь очевидному успеху - когда поздравляли меня с переходом наших сил через мост. Они были правы, но я из принятых радиосообщений уже знал, что дальнейшие полноценные, т.е. боеспособные соединения армии быстро не проследуют через канал, чтобы использовать наш успех.
Потеря перехода через канал у Яхромы и прорыв защитных позиций непосредственно перед Москвой была для русских значительной неудачей, создалась брешь в идеальной защитной позиции. Если бы эту брешь удалось расширить, то судьба русской столицы могла бы быть предрешена.
Русские подвели сюда свежие силы, прибывшие из Сибири и с Дальнего Востока, поддержанные танками и артиллерией. В течение всего дня стрелки пехотного полка № 6/7 удерживали край косогора. К полудню 28 ноября противник предпринял яростную атаку на Яхрому, т.е. против южного фланга группы Мантойфеля. Она вся перешла к обороне, при этом особенно отличились некоторые танковые группы капитана Шредера. Благодаря храбрости, выдержке и ответственности офицеров и унтерофицеров и солдат пехотного полка № 6/7 позицию по ту сторону (восточную сторону) канала удалось удержать небольшой группой.


1941-11-28 11.00-14.00 Яхромский мост фото со сторны Яхромы. Горит фабрика.jpg
28 ноября 1941, первая половина дня. Из-за бомбардировки советскими самолётами загорелась текстильная фабрика. Фото со стороны Яхромы. Из книги Мантойфеля.

Группа К7 между тем захватила совершенно неповрежденный шлюз канала у г.Яхромы, в то время как группа Мантойфеля выдержала тяжелейший натиск противника. Правый ударный клин нашей дивизии - танковый полк № 25 и танковое разведподразделение № 37, одновременно нацеленные на канал, в пространстве - западнее Яхромы в районе Ольгово атаковали противника и обеспечили защиту открытого южного фронта дивизии.
После успешного перехода пехотного полка № 6/7 через канал боевая группа Хойзера (Hauser) атаковала селение Горки. Она смогла здесь очень скоро выдержать большой натиск противника, чтобы закрыть правый (южный) фронт дивизии от стремительно наступающих войск противника.
Значение и тяжесть этой задачи росла день ото дня по мере дальнейшего зависания наших правых соединений.
Сбитый русский летчик - тогда это случалось - сообщил что все идущие от Москвы трассы заполнены движущимися маршевыми колоннами русских войск.
Боевое положение дивизии на 28 ноября характеризовалось активными атаками противника, которые создавали угрожающую опасность для нашего положения. Наша дивизия, не распыляясь ни направо, ни налево, обеспечила достаточное закрепление и сопротивление по по следующим четырем узлам и задачам:
- борьбу за предмостовую позицию у Яхромы группы Мантойфеля;
- защиту южного фланга в районе Ольгово – Жуково – Степаново за счет сил группы Хойзера - танковый полк и группа К.7;
- защита района Доринино – Ново-Карцево;
- оборона Клусово в тылу дивизии за счет сил разведывательного танкового подразделения № 37 - Pz.A.A.37.
Наиболее тяжелое нападение противника имело место 28 ноября в районе г.Яхромы (группа Мантойфеля и К.7, а также у с.Ольгово, где особенно отличилась маленькая, но храбрая танковая группа под руководством командира танкового полка № 25 (Pz.R.25).
Высшее руководство фронта потребовало 29 ноября сдачи мостовой позиции и срочного выстраивания оборонительной позиции на западном берегу канала. Факт сдачи мостовой позиции удручающе подействовал на весь личный состав дивизии, особенно на войсковую группу той стороны канала, которая проявила примеры храбрости и эффективности при создании мостовой зоны и держала ее в ожидании броска через канал на Москву.
Дивизионный командир генерал фон Функ (Funck) замечает по этому поводу: "Когда командующие генералы заявили, что у них нет никаких сил для того, чтобы использовать успех у Яхромы, успех - который страстно настроил все силы на движение вперед, и когда он затем передал приказ высшего руководства оставить добытую потом и кровью предмостовую зону, тогда обозначился как трагический удар к большому повороту этой военной компании и затем всей войны. Отныне называют часто и все чаще тому причину, что "сил не хватило".
Около 4 часов 30 минут 29 ноября приказ оставить до 6 часов позицию достиг передовых отрядов на той стороне канала. И удалось - вопреки ожиданиям - до наступления рассвета всем уйти на западный берег, унеся с собой все вооружение и оборудование с предмостовой зоны.
Приказ об оставлении мостовой зоны (мостового укрепрайона) был зачитан руководством дивизии 29 ноября 1941 года в 2 часа 15 минут (по данным военного дневника штаба дивизии) с припиской "мост оставить сегодня".
Средняя часть моста через канал была около 7 часов 30 минут нами подорвана, но как было установлено позже, подорвана плохо из-за недостатка взрывчатки. Противник взорвал мост полностью около 19 часов вечера того же дня.


1941-11-28 11.00-14.00 Яхрома с Перемиловских высот. Горит фабрика.jpg
28 ноября 1941, первая половина дня, чуть позже предыдующего фото. Фото со стороны Перемиловской высоты. Из национального архива Дании.

На основании всех изложенных материалов и материалов из книги Robert Forczyk "Moscow 1941: Hitler's First Defeat" (Osprey Publishing, 2006) можно сделать timeline событий в Яхроме на 27-30 ноября 1941 года. Не всех, а относящихся каким-то образом к Яхромскому мосту:

26.11.1941 Назначены ответственными за своевременность взрыва: подполковник Мельников – Рогачёвский мост, майор Шперов – Яхромский мост.  Минирование мостов: майор Корнеев – Рогачёвский мост, полковник Савелов и его заместитель майор Минделев – Яхромский мост (Галицкий)
27.11.1941 20.00. Боевой приказ №3. Привести в боевую готовность для взрыва к 24.00 27.11.1941 (1 положение) майору Корнееву – Рогачёвский и Яхромский мосты, начальнику подрывной команды железнодорожных войск НКВД капитана Шевченко – железнодорожный мост (Галицкий)
27.11.1941, за час до наступления темноты [около 15.00] передовая часть немцев достигла Астрецово (Мантойфель)
28.11.1941 2.00. Из Астрецово в сторону Яхромского моста вышла штурмовая группа Райнека (Мантойфель)
28.11.1941 4.10 Яхромский мост взят штурмовой группой Райнека, 40 солдат советского охранения взяты в плен (Forczyk)
28.11.1941 5.15-05.45 Немцы перебрасывают свои части на восточный берег канала (Forczyk)
28.11.1941 7.00 Яхромский мост уже взят немцами, а местные жители ничего не заметили (Мантойфель)
28.11.1941 после 8.00. Жители Яхромы увидели немецкие войска, т.к. стало достаточно светло (Мантойфель)
28.11.1941 11.00-14.00. Советские войска пытаются вытеснить немцев из Яхромы с севера и с юга. Работает советская артиллерия и бомбардировщики. От советских бомб загорелась Яхромская текстильная фабрика (Forczyk)
28.11.1941 15.00. С северо-востока начался обстрел «Катюшами» по позициям немцев в Яхроме (Forczyk)
28.11.1941 [день] группой К7 захвачен неповреждённый шлюз у г.Яхрома (Мантойфель) [имеется ввиду шлюз №3 – прим. ig-kuv]
28.11.1941 21.30. На восточном берегу началась атака советских войск. Они проникли по ложбине между каналом и железной дорогой и мост оказался под огнём. Немцам удалось отбить атаку (Forczyk)
[28.11.1941] Боевое распоряжение: к 5.00 29.11.1941 начальнику отряда заграждения Мельникову подготовить 2 группы взрывников по 15 человек (1-я группа – старшина П.Мосин, 2-я группа – резерв) и сосредоточиться у кирпичного завода восточнее Перемилова (Галицкий)
[28.11.1941] Взрыв моста намечался на 23.00 28.11.1941 (Карасёв)
29.11.1941 2.15. Зачитан приказ немецкого командования оставить позиции до 6.00 29.11.1941 (Мантойфель)
29.11.1941 4.30 Приказ достиг передовых позиций немцев (Мантойфель)
29.11.1941 7.30 Немцами подорвана средняя часть [Яхромского] моста, но неудачно (Мантойфель)
29.11.1941, раннее утро. Яхромский мост цел (Галицкий)
29.11.1941 Галицкий встречается с начальником инженерных войск 1-й ударной армии М. М. Позиным, у которого в распоряжении имелась подрывная команда. Галицкий передаёт 2 своих подрывных команды в распоряжение Позина (Галицкий)
29.11.1941 Галицкий и Позин наблюдают, как 4-мя взрывами обрушивают мост. Противоположная часть моста поднимается вверх. Сапёры без потерь возвращаются (Галицкий)
29.11.1941 На проверку взорван ли мост оправилась группа из 3-х человек во главе с лейтенантом госбезопасности Михаилом Бреусовым. По его сведениям мост взорван, сапёры погибли (Зевелев)
29.11.1941 19.00 Русские взорвали [Яхромский] мост (Мантойфель)
29.11.1941 17.30-18.00 время первого, неудачного вылета экипажа Глазкова с полевого аэродрома Огарёво-Почково, севернее Стасово 25-30 км Рязанской области на Яхромский железнодорожный мост. (Чугуев)
29.11.1941, [поздний вечер], второй, удачный вылет экипажа Глазкова. Перед попаданием в мост сделано 10 заходов. (Чугуев)
29.11.1941 Захвачен мост железнодорожный мост через канал. В тот же день разрушен экипажем Глазкова (Кузнецов)
30.11.1941, поздний вечер. Слышен сильный взрыв со стороны Дмитрова (Лелюшенко). Однако к какому мосту относился взрыв – непонятно.
30.11.1941 4.00. Мост через канал в районе Яхромы нашими частями взорван (нач.штаба ОМСБОН капитан Николаев)
Однако не совсем понятно, есть ли различия в исчислении времени у советских источников и зарубежных (Мантойфель, Forczyk)

Все материалы необходимо подвергнуть сомнениям. Особо требуется отметить, что понятие «Яхромский мост» в различных документах неоднозначно. Яхромским мостом называют как шоссейный мост Дмитровского шоссе, расположенного в самой Яхроме, так и железнодорожный мост на перегоне между станциями Туристом и Яхромой, на 56-м км Савёловской железной дороги.
Наибольшую путаницу вызывают воспоминания Чугуева, изложенные Удинцевым (http://rusk.ru/st.php?idar=800930). На протяжении повествования мост называется и просто Яхромским мостом, и Яхромским железнодорожным мостом. Приказ же экипажу Глазкову был дан однозначный – бомбить железнодорожный мост. А начинается повествование с очень странной фразы «Яхромский железнодорожный мост немцы ухитрились захватить целым. Чуть дальше был мост шоссейный — тот нашим саперам удалось взорвать, а этот — не успели». К счастью, немцы никогда не захватывали Яхромский железнодорожный мост. Они до него не дошли. Чему одно из доказательств, карта боевых действий в этом районе из книги Мантойфеля:

1941 Карта Мантойфеля.jpg

Если не верите карте Мантойфеля, давайте посмотрим карту боевых действий, восстановленную В.С. Карасёвым на 29 ноября 1941 года (железнодорожный мост отмечен зелёным кружком):

1941-11-29 карта Карасёв жд мост.jpg

И карту из того же источника на 30 ноября 1941 года:

1941-11-30 карта Карасёв жд мост.jpg


То есть железнодорожный мост между Деденево и Яхромой всегда оставался под нашим контролем. Да, его взорвали. Скорее всего наши сапёры под командованием капитана Шевченко (см. боевой приказ №3 Галицкого от 27.11.1941 «д) Привести в боевую готовность для взрыва (1 положение) майору т.Корнееву – Рогачевский и Яхромский мосты и начальнику подрывной команды железнодорожных войск НКВД капитана Шевченко железнодорожный мост (56 км) к 24.00 27.11.41»).
Сапёры аккуратно срезали несущие балки железнодорожного моста, о чём было написано ранее. Фото взорванного моста в Туристе (именно так чаще называют Яхромский железнодорожный мост) опубликую ещё раз:

1942 Турист - 1.jpg
1942 Турист - 2.jpg

Из изложенной критики рассказа Чугуева делаю вывод – экипаж Глазкова бомбил не железнодорожный мост, а другой. Скорее всего именно Яхромский шоссейный.
Но что происходило на самом деле? В воспоминаниях множество нестыковок.
Согласно воспоминаниям Галицкого мост подорвала подрывная команда Позина и приданные ему Галицким ещё 2 подрывных команды. Все сапёры остались живы. Но по донесению Бреусова/Зевелева все сапёры погибли. Галицкий же, в свою очередь, ни разу не обмолвился о бомбардировщике Глазкова, который 10 раз заходил на цель. Возможно ли было его не заметить?
Попытаюсь восстановить полёт Глазкова по воспоминаниям его штурмана Чугуева. Время первого, неудачного вылета экипажа Глазкова 17:30 – 18:00. Длина маршрута полёта от Огарёво-Почково (Сасовский район Рязанской области) через Шатуру и Орехово-Зуево до Дмитрова около 350 км (практически по прямой). С большой вероятностью Глазков командовал машиной СБ (АНТ-40), максимальная скорость которого составляет 450 км/час, крейсерская – 375 км/час. Итого время подлёта к цели (Дмитров) составляет около часа. После чего бомбардировщик вернулся на базовый аэродром. То есть прошёл ещё час полёта без учёта захода на запасные цели. Получается, что Глазков вернулся после первого вылета минимум в 19:30 – 20:00. Предстоит второй вылет. Пусть на обслуживание самолёта ушёл час. Тогда вылет состоялся в 20:30 – 21:00. Опять час до Дмитрова. Время 21:30 – 22:00. Затем 10 попыток захода на цель. Сколько это занимает времени? Непонятно, но предположу, что час. Итого время поражения цели составляет около 22:30 – 23:00. Мантойфель же пишет, что «русские взорвали [Яхромский] мост» около 19:00 29 ноября. Опять нестыковка. Или Мантойфель имел ввиду взрыв, произведённый взрывной командой ОМСБОН?
В воспоминаниях Чугуева есть любопытная деталь: «1942 г., апрель-месяц. Едем на аэродром в Серпухов через ж/д мост через Оку, который ремонтируют саперы. Останавливаемся, закуриваем с саперами. Разговорились с командиром группы саперов, спросили, не приходилось ли им восстанавливать железнодорожный мост через канал Москва-Волга у Яхромы. Оказывается, они только что оттуда приехали после восстановления того моста.
«Как он был поврежден?» — спрашиваем его. «Одиннадцать метров насыпи вместе с быком были вырваны взрывом бомб. Ферма моста обрушилась. Повозились с ним». Однако на фото, хотя и некачественном, с трудом, но можно разглядеть целую восточную бетонную опору (в левой части фото):


1942 Яхрома - 2.jpg
Зима 1941/1942


Этот же фрагмент в увеличенном виде:

1942 Яхрома - 2-1.jpg


Или мне одному показалось?

Исходя из всего здесь написанного, предлагаю свою, дилетантскую, не лишённую нестыковок, версию. Только сильно не бейте.
Яхромский шоссейный мост взрывали три раза.
Указание на первый взрыв находится в воспоминаниях Мантойфеля. Первая, неудачная, попытка принадлежит отступающим немцам. Это случилось 29 ноября в 07:30. Заряд оказался небольшим и повреждения средней части моста оказались незначительными.
Второй, успешный подрыв, был осуществлён сапёрами Галицкого. Состоялось это около 19:00. Увы, но опять приходится ссылаться на воспоминания дотошного Мантойфеля. Во время взрыва была повреждена восточная опора моста и конструкция моста с неё упала. Западная же часть конструкции, провернувшись на уцелевшей опоре, немного задралась вверх, как и вспоминает Галицкий. Такое придумать сложно и хорошо видно в правой части фото:

1942 Яхрома - 1.jpg
Зима 1941/1942

Третий взрыв, который окончательно разрушил восточную опору и срезал 11 метров насыпи, принадлежит бомбе, сброшенной экипажем Глазкова поздним вечером 29 ноября, около 22:30 – 23:00. Не умаляя подвига Глазкова и его экипажа, предполагаю, что при плохой видимости, да к тому же поздним вечером, практически ночью, штурман Чугуев не разглядел, что мост уже подорван, и атаковал уже взорванный мост. А так как интерес Галицкого к мосту к этому времени уже пропал, Галицкий, возможно, уже переместился на другой участок фронта и вполне мог не заметить, не обратить внимания, не связать 10 заходов бомбардировщика на бреющем полёте вдоль канала с подрывом моста. Хотя, по информации, имеющейся у сотрудников Дмитровского музея, «в день взрыва мостов за облаками долго гудел самолет», а мост всё же взорвал ОБСМОН (http://militera.borda.ru/?1-3-320-00001143-000-0-0#002). Лелюшенко, путающийся в датах, слышал сильный взрыв поздно вечером возможно не 30, а 29 ноября – может быть это был взрыв именно бомбы Глазкова на Яхромском шоссейном мосту? А может немецкие сводки от 30 ноября 1941 года действительно верны, зафиксировав повторный подрыв русскими моста в Яхроме?

1942 Яхрома - 3.jpg
Зима 1941/1942


На встрече с читателями Василий Степанович Карасёв сказал, что уже после выхода книги «Яхромский мост» к нему в руки попали дополнительные документы по поводу причин успешного захвата группой Райнека (штурмовой колонны Мантойфеля) Яхромского моста в целости и сохранности. Он утверждает, что «причина «невзрыва» моста - абсурдный приказ командующего 1-ой Ударной Армией Кузнецова. Он приказал, чтобы при появлении немцев непосредственно перед мостом, в штаб армии (в Дмитров) должна была прибыть пара (два) посыльных (чтобы подтвердить слова друг друга) из несшего охрану с западной стороны моста 2-го батальона 29 сбр. И только тогда получить приказ на взрыв. Этого в скоротечном бою не получилось, а без приказа сапёры подрывать мост побоялись».

2014-02-25 Василий Степанович Карасёв Дубна.jpg
25 февраля 2014. В.С.Карасёв в Дубне на встрече с читателями.

Ещё во время войны, к весенней навигации 1942 года, Яхромский мост подремонтировали:

1942 Яхромский мост после восстановления.jpg

Позже он был восстановлен полностью.

1995-1999 Яхрома Crazy hamster.jpg
Вид Яхромского моста в конце 1990-х годов (www.pastvu.com)

Металлический мост дожил до 2005 года, до постройки нового железобетонного моста (2003-2005).

2005 новый и старый Яхромскиео шоссейныео мосты.jpg
Старый и новый мост, 2005 год (www.mostow.ru)

В том же, 2005 году, старый железный мост был разобран:

2005 демонтаж старого Яхромского шоссейного моста.jpg
Фото с сайта www.mostow.ru

Вот так выглядел этой весной новый Яхромский мост с Перемиловских высот:

2014-03-05 Яхрома сегодня с Перемиловских высот.jpg

Говорят, что части железной конструкции старого моста используются и сегодня. И опять же в качестве моста.

Материал подготовлен при содействии моих коллег по проекту Москва-Волга.Ру

P.S. Помимо книги "Яхромский мост", В.С.Карасёв издал в соавторстве книгу "Рогачёвский узел" и готовит к изданию ещё две книги - "Рогачёвское шоссе" и "Белый Раст".

P.P.S. 5 декабря 2014 года.
После встречи и знакомства с авторами книги "Рогачёвское шоссе" дополняю пост.

Наибольшему обсуждению подверглись обстоятельства взрыва Яхромского автогужевого моста. Ни в коей мере не умаляя заслуг штурмана Семёна Порфирьевича Чугуева, принимавшего участие в бомбардировке моста в составе экипажа Павла Петровича Гладкова, Сергей Станиславович высказал сомнения в 100% достоверности его рассказа. А сомнения таковы:
1. По воспоминаниям Чугуева горел Дмитров. Однако на самом деле горела Яхрома. Штурман (на то он и штурман) должен был прекрасно ориентироваться на местности.
2. В воспоминаниях Чугуева постоянно упоминается, что их целью был железнодорожный Яхромский мост. Однако судя по его фотографиям после взрыва однозначно видно, что там очень аккуратно сработали сапёры. В этом мы абсолютно сошлись во мнениях с Рыбаковым.
3. В наградном листе П.П.Гладкова на Орден Красного Знамени помимо всех остальных прочих присутствует следующая формулировка, касаемая Яхромы: "В ноябре м-це 1941 года в сложных метеоусловиях прямым попаданием тяжелых бомб разрушил мост и переправу р.ЯХРОМА".

Глазков Красное Знамя - 1

Сергей Станиславович обратил внимание, что формулировка не совпадает с рассказом Чугуева. Согласно фразе из наградного листа они разбомбили мост и переправу на реке Яхроме, а не на канале Москва-Волга. Действительно, в районе Яхромы существует несколько мостов через реку Яхрому. По мнению Рыбакова, экипаж Глазкова разбомбил именно один из них. Однако, по моему мнению, осуществить это было практически невозможно. Напомню, что за метеоусловия были в тот день - низкая облачность, да к тому же поздний вечер. Крейсерская скорость бомбардировщика СБ (АНТ-40) 375 км/час. Теперь представьте как машина на этой скорости прорывается сквозь облака на высоту около 100-150 метров и в темноте ищет небольшой мост на весьма извилистой реке Яхроме. Дай Бог успеть различить в качестве ориентира достаточно плавное и широкое русло канала.
Вцелом уточнились некоторые данные, но так и не была выяснена роль экипажа Глазкова в подрыве Яхромского шоссейного моста.

А сегодня получил письмо от Василия Степановича Карасёва с подробностями вокруг Яхромского моста со стороны немцев. С его согласия процитирую эту часть письма:
"В Вашей статье сказано о том, что немцы не взорвали мост целиком из-за нехватки взрывчатки. Я же думаю, что Мантейфель здесь лукавит. Действительно так написано в донесении 6-го сп от 29.11.1941. Но в предыдущем донесении сказано, что немецкие саперы извлекли из моста 10 тонн (!) советской взрывчатки (в документе написано – 100 Ztr.). Конечно, цифра преувеличена, но ясно, что взрывчатки было много. Куда она делась? Да была где-то рядом. Шел бой, и было не до дальних перевозок. Поэтому взорвать было чем и время было. А не взорвали мост целиком и ограничились подрывом части дорожного полотна на въезде и выезде (а не в центральной часть как пишет Мантейфель) потому, что берегли мост для себя. Но новое наступление не состоялось, пришлось обороняться, и теперь неполное уничтожение моста могло быть расценено как халатность. Поэтому и появилась эта оговорка. Надо еще заметить, что донесения приняли свой окончательный вид и отпечатаны на машинке только 21.12.1941."
Вот и верь теперь немецкой пунктуальности...




Tags: 1941, история, канал москва-волга, мост, фото, яхрома
Subscribe

promo ikuv ноябрь 28, 2014 17:26 7
Buy for 20 tokens
В продолжение темы. Мой друг, горRчий эстонский парень, вспомнил, что в 1989 году в СССР на Moscow Music Peace Festival (Рок против наркотиков) приезжал сын Джона Бонама, барабанщика Led Zeppelin, Джейсон Bonham (Jason Bonham). Яблоко от яблоньки недалеко упало и Бонам-младший тоже стал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments