?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Пытался в очередной раз навести порядок в коллекции фотографий Канала Москва-Волга. Создал отдельную папку «Вожди на стройке» и начал сбрасывать в неё соответствующие фото. Затем занялся изучением содержимого. И заметил много интересного и забавного.

Как ни странно, фотографий подобного типа у меня оказалось немного. Подавляющее большинство было связано с 22 апреля 1937 года. В этот день Сталин со свитой, состоящей  из Молотова, Ворошилова и заменившего Ягоду Ежова посетили Икшинский и Центральный районы строительства Канала.

Это был третий визит Сталина на строительство Канала Москва-Волга. В первый приезд 4 июня 1934 года вождь всех народов с Кагановичем, Ворошиловым, Куйбышевым и Ягодой посетил шлюзы №7 и №8, Химкинскую плотину и Глубокую выемку. Во второй, 14 июня 1936 года, в сопровождении тех же Когановича и Ягоды, а так же Орджоникидзе – Перервинский шлюз.

С точки зрения советской пропаганды событие выдалось значимым, средства массовой информации всех сортов освещала его со всех сторон. Корреспонденты, фотографы, киношники, а затем и ретушёры. Писали, фотографировали, снимали и полировали до блеска знаменательное событие. Ещё бы – строительство Канала подходит к концу, приближается время раздачи пряников.

Одной из парадных фотографий посещения стала аляповатая работа ретушёра:







Свита на заднем плане полностью затёрта. Вместо неё вкрячен объект, полностью разграфлённый строительными лесами. Есть впечатление, что объект взят с другого фото – как-то он неестественно вписан в сюжет. С вождями дозволено остаться только начальнику строительства Берману, гражданину слева. Но и Берману досталось – в плечах ужали, голову скорее всего приделали с другого снимка. Что бы фотографию поместить на обратную сторону обложки журнала, ретушёр превратился в хренового художника и пририсовал пару облаков, чтобы хоть чем-то прикрыть пустоту. Автор фото неизвестен. И слава Богу. Из авторской работы получился дешёвый лубок. Фото мне встречалось в двух изданиях в качестве «заглавных» – путеводителе по Каналу Льва Кассиля (да-да, вы верно вспомнили, «Кондуит и Швамбрания») и в журнале для англоговорящих USSR under construction. На экспорт – самое лучшее.

Гораздо лучше выглядит снимок непрофессионального фотографа. Начальник охраны Сталина Николай Сидорович Власик тоже приобщился к фотожурналистике, запечатлев вождей на строительстве. Не думаю, что он собирался подработать на стороне, но центральный печатный орган партии газета «Правда» опубликовал его фото на следующий день:

О ретушёрах. Славно поработали. Все второстепенные персонажи сделаны как бы не в фокусе. Как будто не хватило глубины резкости. Молотов на снимке стоит от фотографа дальше крайнего левого и крайнего правого персонажей и по закону оптики должен быть также не в фокусе. Но он чёток и узнаваем наряду с остальными вождями.

Та же «Правда» в качестве сопровождения фотографии опубликовала заметку:

ТОВАРИЩИ СТАЛИН, МОЛОТОВ, ВОРОШИЛОВ и ЕЖОВ НА КАНАЛЕ ВОЛГА-МОСКВА.

ДМИТРОВ, 22 апреля. (Спец. корр. ТАСС). Сегодня во второй половине дня канал Волга — Москва посетили товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов.

Осмотр канала товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов начали с большой земляной плотины № 22, преградившей путь реке Икше, которая образовала здесь судоходное водохранилище.

В этом огромном озере к открытию канала будет 14,5 миллиона кубических метров воды.

Из Икшинского района строительства товарищ Сталин, руководители партии и правительства отправились во Влахернскую — на четвертый шлюз, расположенный в 68 километрах от Волги.

С четвертого шлюза они выехали в Яхрому. Машины проследовали под новым железнодорожным мостом над каналом между станциями Яхрома и Влахернская. По сравнению со старым, вблизи расположенным мостом — это сооружение огромно. По пути они видели красиво архитектурно оформленный водосброс, у подножья которого скоро забьют фонтаны.

В Яхроме товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов ознакомились с третьим шлюзом канала. В их присутствии был приподнят сегментный затвор в верхней голове шлюза, и вода стремительно хлынула в огромную железо-бетонную камеру. Камера стала быстро наполняться. По мостику нижних двустворчатых ворот шлюза товарищ Сталин, руководители партии и правительства прошли на отводный несудоходный канал, по которому волжская вода мощными пропеллерными насосами будет перекачиваться на следующую водную ступень канала. Здесь же были осмотрены машинный зал насосной станции и здание распределительного устройства, где сосредоточивается управление всеми насосными станциями канала.

Вместе с товарищами Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Ежовым на канале были т.т. Берман, Фирин и другие руководители строительства канала. Объяснения давали главный инженер строительства тов. Жук, начальник работ центрального района тов. Комаровский и др.

Текст спекора ТАСС стал каноническим и его не один раз перепечатали другие газеты. К примеру  «Комсомольская правда». Но сопроводив другим фото:

Вожди уже переместились на шлюз №3, все в сборе, никто по пути не потерялся. Отдельно хочется рассказать о фотографе. Снимок сделан любимцем Сталина Фёдором Кисловым, фотокорреспондентом агентства «Союзфото». Кислов был допущен к вождю так близко, что прикуривал от трубки Сталина. В прямом смысле. Тому есть свидетельство в виде фото его коллег, заснявших этот момент. А по мне прикуривать от трубки Сталина – что совать голову в пасть крокодилу.

На самом деле Фёдор Кислов был отличным фотографом, которому доверяли фотографировать Сталина и прочий официоз. Потом Кислов прошёл фотокорреспондентом всю войну и остался жив, возобновив работу в Союзфото.

Очень похоже, что именно это фото вдохновило на подвиг тогда ещё беспартийного художника Фёдора Александровича Модорова. К 1938 году он создал в стиле кондово-слащавого соцреализма полотно «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга».

Похожий на Бермана вытянув руку что-то объясняет Сталину, присутствуют Молотов и Ворошилов. Впереди похожий на Комаровского. Хотя это политически неверно. А где же Ежов? Непонятно. Зато самый левый персонаж чем-то напоминает Ягоду. Сложно зафиксировать исторический момент. Всё переливается в социалистическом калейдоскопе.

С точки зрения реализма здесь многое нереально. 22 апреля леса были сняты не со всех строений, присутствуют лишние детали, но об этом позлорадствуем позже. Самое нереальное – на канале открыта навигация и белый пароход заходит со стороны Волги в шлюз. Исторический факт – корабли первой флотилии прибыли на шлюз №3 1 мая в 14:30 и покинули район водораздела около 20:00. Видимо свойство было такое у соцреализма – выдавать желаемое за действительное.

Фёдор Александрович был неплохим художником, но коньюктурщиком. Вот как рецензируют его творчество критики:

В 20-х — 30-х годах Модоров создал цикл картин, отражающих жизнь Советской армии. В эти же годы к нему приходит слава мастера-портретиста. Его полотна «Руководители партии и правительства на канале Москва-Волга» (1938 г.) и «Сие от них не зависит (1939 г.), выполненные в жанре группового портрета, технически безупречны, но в них явственно присутствует налет конъюнктурности и нарочитой парадности. В годы Великой Отечественной войны художник работал над серией портретов партизан: С.А.Ковпака, П.К.Пономаренко и др., завершив эту серию картиной «Партизаны на приеме у Сталина» (1947 г.).

А так пишут о нём биографы:

Модоров Федор Александрович (1890–1967)

Заслуженный художник РСФСР и БССР. Учился в иконописной школе с. Мстеры с 1901-1905/6. Мастер портрета и импрессионистического пейзажа. Член-корреспондент АХ СССР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств БССР. Живописец. Портретист, автор историко-революционных и жанровых картин.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался под руководством Ф. Регберга. (1910) Продолжил образование в Императорской Академии Художеств (1914-1918). Организатор и директор Мстерского художественно-промышленного училища и художественной школы-коммуны (1918-1922). Член АХХР-АХР с 1923 года. Преподавал во ВГИКе (1939-1941). Член ВКП(б) с 1946 года. Ректор МГХИ им Сурикова (1948-1962). С 1949 года утвержден в звании профессора. С 1964 по 1967 гг. - профессор Московского государственного заочного педагогического института.

Работы Ф.А. Модорова хранятся в коллекции Государственной Третьяковской Галерее в Москве, а также в Государственном художественном музее Белоруссии в Минске. Всего в музеях страны хранится до 400 его произведений.

Естественно, Фёдор Кислов сделал не один снимок. Должны существовать и другие его фотографии с этого события. Одна из них нашлась в газете «Большевистская сталь», что издавалась в городе Сталинске (ныне Новокузнецк):

Вожди на шлюзе №3. Мелкорослый Ежов затерялся или стал неузнаваемым. Второй слева – главный инженер строительства Сергей Яковлевич Жук. Один из немногих, кто сумел пройти мясорубки строительств Беломорстроя и Москваволгостроя, стал директором института «Гидропроект» и после естественной смерти похоронен в кремлёвской стене. При этом членом партии большевиков стал только в 1942 году.

Газеты меньшего калибра почти в обязательном порядке освещали знаменательное событие. К примеру «Советская Сибирь» (Новосибирск) от 24 апреля. Но текст использовался только канонический, ТАССовский. Сами понимаете, шаг в сторону и…

Найдено ещё одно фото Фёдора Кислова, опубликованное в одной из московских газет – в «Рабочей Москве», «Большевике» или «Сталинской трассе»:

Под фотографией подпись «Товарищи Сталин, Ворошилов и другие у камеры шлюза №3». Ворошилов определяется по большой звезде, Сталин – его сразу видно. От Молотова видна только шляпа. А вот что за гражданин левее Ворошилова – для меня пока загадка.

Ретушёры также поработали над фотографией, удалив всех лишних за спинами товарищей. А сравнивать придётся с… маркой!

Что это за марка? Коминтерн в 1927 году (по некоторым данным в 1925) организовал Общество Друзей СССР. Наиболее активно это общество действовало в Испании, где называлось Amigos de la Union Sovietica (AUS) во время Гражданской Войны 1936-39 годов. В 1937 оно выпускало благотворительные/агитационные (непочтовые) марки. В одном из выпусков присутствует и эта марка. Марка выпускалась в серии из десяти марок, серии выпускались в шести цветах. Современная стоимость марки около 10 евро (~800 руб). Специалисты (то есть филателисты) утверждают, что это первая зарубежная марка, на которой изображён Сталин. И единственная, на которой изображён Ежов. Как мы убедились, на оригинальной фотографии Ежова нет. Так что филателисты в этом смысле ошибаются. Не было никогда Ежова на марках.

Не подкачали и киношники. Отрезок чуть менее 50 секунд, снятый около шлюза №4, позже вошёл в документальный фильм «Москва-Волга» о строительстве Канала режиссёра Рафаила Борисовича Гикова:


Вот что вспоминал Гиков об этом моменте киносъёмки:

На Перерву Сталин прибыл неожиданно, и нам не удалось его заснять. После этого мы на всякий случай стали оставлять в Дмитрове дежурных операторов:

22 апреля 1937 года. На "вахте" - старший оператор Тросман. В управлении строительства канала - звонок: в Центральном районе - правительственная делегация.

В Яхрому - не в Перерву. Да и собирать "хозяйство" не требуется.

Сначала Тросман замер от неожиданности, потом стал двигаться к беседующей группе. Пояснения ей давал начальник работ Александр Комаровский (с этим киношники общались часто), а вот внимательно слушал его - вождь, товарищ Сталин.

Много сделать, разумеется, не удалось, но 40 метров отснятого материала стали важным эпизодом будущего фильма.

На следующем фото Александр Николаевич Комаровский запечатлён в ответственный момент дачи пояснений главному вождю, в тот момент, когда его снимает киноаппарат.

Чувствуется, что Александр Николаевич собран, речь его выверена, каждое слово взвешено. Ещё бы, с Гениальным не пошутишь. А вожди улыбаются. Они мало понимают в сути рассказа, им весело смотреть на человека, скрывающего свой страх.

Возможно снимок сделан тем самым фотографом, в светлой куртке, что попадает в кадр на 20-й секунде фрагмента фильма. На Власика фигурой не похож. Возможно, что это тот самый Фёдор Кислов.

Комаровскому, как и Жуку, также посчастливилось в жизни. Он не попал под репрессии. И долго ещё строил различные объекты. К примеру главное здание МГУ. Похоже, что сугубо технические специалисты высокого класса нужны были советскому режиму и он их щадил.

Вот как о прибытии Сталина событии пишет сам А.Н.Комаровский в своей книге:

В горячие весенние дни 1937 г., когда мы готовились к пропуску первых теплоходов, совершенно неожиданно для нас приехали на строительство канала руководители партии и правительства.

В тот день, 22 апреля, я находился на шлюзе № 4. Вдруг из-за поворота показались машины — одна, другая, третья, четвертая... Они быстро проехали к верхней голове шлюза и здесь остановились. Подбежав к передней машине, я увидел, что из нее выходят И. В. Сталин и другие члены правительства. Представившись и коротко доложив обстановку, я пригласил гостей на мост, откуда был виден весь Влахернский узел сооружений — шлюз № 4, насосная станция и красивая панорама канала, перерезающего Галявинский бугор. И. В. Сталин подробно интересовался работой отдельных элементов узла, причальных массивов, смыканием судоходного канала с насосной станцией.

Осмотрев этот узел, высокие гости собрались уезжать, но мы пригласили их посетить и другой наш узел у 3-го шлюза, где с некоторых архитектурно оформленных сооружений уже были сняты леса.

— Ну, что же, придется уступить строителям, — сказал И. В. Сталин.

Остановившись у верхней головы шлюза, гости детально осмотрели сооружение. В это время был открыт сегментный затвор, и вода затопила камеру шлюза. И. В. Сталина особенно заинтересовало крупное отечественное оборудование канала и прежде всего уже смонтированные в то время крупнейшие в мире насосы.

— Где сейчас находится в канале волжская вода? — спросил И. В. Сталин.

Мы объяснили, что волжская вода, перекачиваемая насосной станцией № 182, уже подошла к нижней голове шлюза № 3.

С нижней головы шлюза все прошли к зданию распределительного устройства. С берега канала открывался вид на панораму всего Яхромского узла. Мы доложили гостям, что канал пока не готов, что надо выполнить большого объема планировочные и уборочные работы, но что канал откроется в срок.

На шлюзе №3 Сталин и компания осмотрели насосную станцию №183, что хорошо видно на следующей фотографии:

Слева от Сталина уже упоминавшийся Берман. Из-за профиля Бермана выглядывает ус и шляпа Молотова. Справа от Сталина улыбающийся персонаж похож на начальника Дмитлага Семёна Григорьевича Фирина. Эх, Семён Григорьевич, недолго тебе улыбаться. Уничтожат тебя по приказу того, кто идёт рядом с тобой, чья фуражка торчит из-за плеча Сталина, Ежова.

Мне нравится это фото. Оно динамично и правдиво. Главный вождь считает ворон, будущая жертва не знает, какие пряники получит по окончанию строительства, и предвкушает славу. Жертва и палач тусуются рядом. Верный нарком прикрывет спину Вождя.

Вот фрагмент последнего интервью Фирина, опубликованного в газете «Рабочая Москва» 28 апреля 1937 года. Запомните эту дату. Для Фирина она будет очень важна. Часть интервью посвящена приезду Сталина на строительство Канала:

Приезд товарища Сталина, товарищей Молотова, Ворошилова, Ежова вызвал большой подъем на всей трассе. Мы не знали, что товарищ Сталин едет на стройку. Он приехал совершенно неожиданно. Трудно передать ту радость и волнение, которое мы испытывали, когда увидели товарища Сталина сидящего в автомобиле вместе с товарищами Ворошиловым, Молотовым и Ежовым. Нам очень хотелось, чтобы дорогие гости осмотрели Волжскую плотину. Там действительно прекрасное, величественное зрелище. Кстати они посмотрели бы и «Московское море», которое сейчас уже стоит того, чтобы побывать на Волжском узле сооружений. Но товарищ Сталин сказал, что он, к сожалению, располагает не большим временем – двумя часами и хотел бы посмотреть все наиболее интересное, что можно уложить в этот отрезок времени. Мы проехали на Икшинское водохранилище. Вышли на временный мостик, который находится в верхнем подходе к шлюзу № 6, на самой грани между водоразделом канала и его северным склоном. Я встречал товарища Сталина на Беломорстрое, когда он приезжал туда посмотреть окончание нашей работы. И как тогда, меня и теперь поразило его исключительное знакомство даже с мельчайшими деталями нашей стройки. Например: когда мы сообщили товарищу Сталину, что имеются некоторые шероховатости с опробованием насосов, то оказалось, что он в курсе и этого дела. Четвертый узел сооружений расположен в очень красивой местности «Влахернской». На фоне большого монументального шлюза виден огромный железнодорожный мост, построенный нашими молодым инженером-комсомольцем товарищем Козловским. Справа находился так называемый «Галявинский бугор», расположенный в глубокой выемке, рядом – насосная станции, понизительная подстанция и другие энергетические сооружения. Все это, видимо, произвело на товарища Сталина хорошее впечатление. Кто-то из сопровождавших его предложил вернуться в Москву. Тогда Комаровский сказал:

 – Нам очень хотелось, чтобы товарищ Сталин посмотрел третий шлюз.

Товарищ Сталин, улыбаясь, ответил:

– Надо принять это предложение и уступить строителям.

Все направились на третий шлюз. Там в это время шла смена работавших, и строители, узнав Сталина, начали сбегаться со всех сторон. Пройдя к парапету шлюза, гости наблюдали работу сегментного затвора. Он был приподнят. Из-под него с шумом выбивалась вода и заполняла камеру шлюза. Товарищ Сталин тепло разговаривал с нашим главным инженерном С. Я. Жук, который рассказывал о действии пропеллерных насосов небывалой до сих пор мощности. У станции Яхрома, куда были поданы правительственные машины, товарищ Сталин распрощался с нами.

Фотографии Сталина в машинном зале насосной станции №183 не обнаружилось. Но машинный зал можно посмотреть и без него. И даже увидеть гигантские насосы:

Узнаёте портрет на стене? Никита-бесогон, в миру Никита Сергеевич Хрущёв. Тот, кто через двадцать лет будет крушить миф о Сталине и вскрывать преступления режима.








Продолжение



Комментарии

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
11 окт, 2012 09:08 (UTC)
И это все о нем...
Пользователь sirin_from_shrm сослался на вашу запись в записи «И это все о нем...» в контексте: [...] исследования истории канала Москва-Волга от : Часть 1 - http://ig-kuv.livejournal.com/3884.html [...]
livejournal
11 окт, 2012 20:32 (UTC)
Москва-Волга. 1937 год.
Пользователь ququ12 сослался на вашу запись в записи «Москва-Волга. 1937 год.» в контексте: [...] Оригинал взят у  в Третье пришествие Сталина. [...]
livejournal
12 окт, 2012 03:04 (UTC)
Москва-Волга. 1937 год.
Пользователь nadejda сослался на вашу запись в записи «Москва-Волга. 1937 год.» в контексте: [...] Оригинал взят у  в Третье пришествие Сталина. [...]
livejournal
16 окт, 2012 06:51 (UTC)
Третье пришествие Сталина. Часть 2
Пользователь krossworld сослался на вашу запись в записи «Третье пришествие Сталина. Часть 2» в контексте: [...] Начало [...]
livejournal
14 янв, 2013 15:34 (UTC)
Личный фотограф Сталина. Часть 1.
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в записи «Личный фотограф Сталина. Часть 1.» в контексте: [...] батывая тему о посещении Сталиным стройки Канала Москва-Волга 22 апреля 1937 года [...]
livejournal
14 янв, 2013 15:37 (UTC)
Третье пришествие Сталина. Часть 1
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в записи «Третье пришествие Сталина. Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Третье пришествие Сталина. Часть 1 [...]
livejournal
15 янв, 2013 16:52 (UTC)
Личный фотограф Сталина. Часть 2.
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в записи «Личный фотограф Сталина. Часть 2.» в контексте: [...] Следующие фото уже использовались в материале "Третье пришествие Сталина [...]
livejournal
3 апр, 2013 11:33 (UTC)
Третье пришествие Сталина. Часть 2
Пользователь anna_saharova сослался на вашу запись в записи «Третье пришествие Сталина. Часть 2» в контексте: [...] Начало [...]
livejournal
27 май, 2013 23:33 (UTC)
AOStory из ЖЖ: КАНАЛ МОСКВА-ВОЛГА
Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в записи «AOStory из ЖЖ: КАНАЛ МОСКВА-ВОЛГА» в контексте: [...] . Если посмотреть исходное фото, опубликованное в посте "Третье пришествие Салина. Часть 1 [...]
livejournal
30 сент, 2013 11:06 (UTC)
КиМ. 1937 год.
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «КиМ. 1937 год.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Третье пришествие Сталина. [...]
livejournal
11 окт, 2013 15:19 (UTC)
КиМ. 1937 год.
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «КиМ. 1937 год.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Третье пришествие Сталина. [...]
livejournal
5 дек, 2013 03:51 (UTC)
AOStory из ЖЖ: Канал Москва-Волга: Сталинская лестница
Пользователь televisore сослался на вашу запись в записи «AOStory из ЖЖ: Канал Москва-Волга: Сталинская лестница» в контексте: [...] Сталина на строительство канала Москва-Волга уже было подробно описано в прежних постах (часть 1 [...]
livejournal
5 дек, 2013 16:06 (UTC)
AOStory из ЖЖ: Канал Москва-Волга: Сталинская лестница
Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в записи «AOStory из ЖЖ: Канал Москва-Волга: Сталинская лестница» в контексте: [...] Сталина на строительство канала Москва-Волга уже было подробно описано в прежних постах (часть 1 [...]
livejournal
30 сент, 2014 23:11 (UTC)
Личный фотограф Сталина. Часть 1.
Пользователь alloiziusbam сослался на вашу запись в своей записи «Личный фотограф Сталина. Часть 1.» в контексте: [...] батывая тему о посещении Сталиным стройки Канала Москва-Волга 22 апреля 1937 года [...]
livejournal
20 ноя, 2014 10:17 (UTC)
Первая флотилия канала Москва-Волга
Пользователь 0_stranger сослался на вашу запись в своей записи «Первая флотилия канала Москва-Волга» в контексте: [...] я пару дней после посещения Сталиным и свитой строительства канала Москва-Волга [...]
ext_1733337
24 дек, 2014 16:19 (UTC)
За чем столько злости?
ikuv
24 дек, 2014 22:08 (UTC)
Настроение плохое
livejournal
29 сент, 2015 11:34 (UTC)
Третье пришествие Сталина. Часть 1
Пользователь edel160 сослался на вашу запись в своей записи «Третье пришествие Сталина. Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в Третье пришествие Сталина. Часть 1 [...]
( 18 комментариев — Оставить комментарий )

Ссылки




Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow