iKuv (ikuv) wrote,
iKuv
ikuv

Category:

Ошибка военного топографа: как река Лобня стала Мещерихой

Итак, попытаемся разобраться с названиями речек, речушек и ручьёв, связанных с рекой, которая вытекает из озера Круглое и впадает в реку Клязьму около деревни Дубровка. Река имела в разные времена разные названия, основными из которых являются Лобня с различными производными и Мещериха. В разных источниках разных времён она также называлась Лобская, Лба, Лобовка, Скалба, Алба, Альба и Ельба. Для избежания путаницы в тексте будем обозначать её в кавычках – «Лобня», а для наглядности и понятности создадим карту на подоснове фрагмента Google Maps, охватывающий весь бассейн интересующей реки. С карты удалено всё, кроме водных объектов, и нанесены населённые пункты, существовавшие до образования города Лобни. Удивительно, но именно современная карта Google показывает мельчайшие и даже пересыхающие ручейки.

karta-reki-lobnya-s-pritokami

Далее обратимся к авторитетным источникам, пытающимся разобраться с «Лобней», и обозначим на карте полученные сведения.

Фрагмент из книги Е.М. Поспелова «Географические названия Московской области» (2007):

«Лобня, река, левый приток Клязьмы (Дмитровский, Мытищинский районы). Река при протяженности всего около 20 км на отдельных участках и в разное время называлась по-разному. Текстовые и картографические источники показывают, что нижнее течение реки называлось Лба (1) («на реке на Лбе») (Писцовые книги Московского государства Ч.1, стр.176), Алба и Лобня; среднее течение – Альба и Мещериха (Мишариха) (2); верхнее – Мещериха и Большая Лопасть (3). Названия Лба, Алба (Альба) и Лобня, по-видимому, взаимосвязаны. Первично название Лба. В Указателе к писцовым книгам приводятся также варианты реконструируемого названия: Лоб?, Лоба? Более поздние авторы приводят эти варианты обычно без знака вопроса. Из Лба развились Алба > Альба и Лобня. В основе Лба (Лоба) литовское loba, lobas – «долина, русло реки» [Невская, 1977: 50]. Начальный «а» в Алба приставной, а Лобня образовалось, вероятно, под влиянием русского лоб – «мыс, крутой берег» и производных от него взлобина, лобняк, лобное место [Мурзаев, 2]. От той же основы могло образоваться и название Лопасть. Название Мещериха (Мишариха) связано с некалендарным личным именем Мещера. См. также Лопасня»[1].

Немаловажная информация приведена в книге Т.Б. Роговой:

«Самой большой рекой, протекающей по Лобне, является Мещериха (другое название – Мишариха – даётся в Каталоге рек и озёр Московской губернии за 1926 год). На её исток нанизаны Долгое и Круглое озёра. Участок реки, соединяющий два озера, называется Большая Лопасть (варианты – Лопасть, Альба) (4). В вышеназванном каталоге также указывается, что ручей, вытекающий из Круглого озера, называется Чекень (3)»[2].

«В книге И.Здановского «Каталог рек и озёр Московской губернии» написано, что не Мещериха принимает Лобню, а, наоборот, она является правым притоком реки Лобни. С этим утверждением можно поспорить, основываясь на старинных документах и картах. Во-первых, на всех(!) картах есть река, начинающаяся из Круглого озера и впадающая в Клязьму. А вот речки, которые я условно (!) называю Букинка (5) и Москвичовка (6), показаны не на всех. Вывод: река Мещериха (Альба) – главная, остальные – её притоки. Во-вторых, ни у одного притока нет такой хорошо развитой долины, высоких берегов, как у Мещерихи. В-третьих, в Писцовых книгах XVI-XVII веков написано, что село Чашниково с Троицкой церковью стоит на реке Алба (Скалба) (1). То же самое и в дозорной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год – речка, у которой стоит село Чашниково, называется Скалба (Алба). Там же сказано, что «к той церкви церковные земли в двух полях по 10 четьи, в третьем поле 7 четьи, сена меж полем и на речке Лобне на 30 копён… За речкой Албой пастбище против двора приказчика. В селе государев пруд». То есть человек, делавший запись в дозорной книге, чётко разделяет реки Скалбу (Албу) и Лобню! Кстати, в словаре Брокгауза и Эфрона за 1902 год в статье «Береста» есть слово «скалба», что означает скалывать «чулок» с берёзы, то есть с целого дерева. Возможно, промысел находился на берегах реки Скалбы. Отсюда и название. К слову, некоторые топонимисты связывают слово «Алба» со словом «чистая, светлая»[3].

В фрагменте, следующем ниже, я немного запутался, и понял, что названо в предыдущей цитате речкой «Букинкой» (5), в следующем уже обсуждается как река Лобня:

«На старинных картах очень хорошо видно, что начиналась она [река Лобня] небольшим ручейком в болоте, там, где сейчас стоят дома по ул.Чайковского в микрорайоне Депо. Далее она пересекала Рогачёвскую дорогу, протекала у подножья горкинского и нестерихинского холмов, затем держала путь на юго-запад к деревне Букина, поворачивала на запад к катюшинскому полю, принимала левый приток – Безымянный ручей, пересекала Катюшки и впадала в Мещериху (Альбу)»[4].

Исходя из полученной информации становится понятно, что ничего толком и не понятно. Потому и хочется тщательно разобраться с Лобней, Мещерихой и их притоками.

Начнём из глубины веков и обратимся к интересному источнику. Хотя он и широко известен в краеведческих кругах, редко кто пытается разобраться детально в упоминаемых там топонимах. Источник – разъезжая грамота великого князя Ивана Васильевича (Ивана III) князю Юрию Ивановичу (своему сыну), составленная около 16 июня 1504 года. Часть текста относится к бассейнам рек Радомля, Клязьма и прочим местам, невдалеке от которых и находится интересующий объект.

«Да из речки из Лобской ручьем направо вверх, направе деревня Аристово Лыткинская, что за Мухою, да Лыткинская ж деревня Аристово Меншое, а налеве деревня Мураново Растовцовского села в Радомле, да Марфина деревня Дорогины Вражки»[5].

Интересное название «речка Лобская», не правда ли? Но привязать к современной карте древние топонимы казалось бы невозможно, поскольку поселения с такими названиями сегодня уже не существуют. Но существует источник, реконструированный В.С. Кусовым в 2004 году план Генерального межевания (ПГМ) Воскресенского уезда 1766 года[6], который поможет привязаться к местности.

1766-kusov


На карте под номером 26 присутствует пустошь Аристово, упоминаемое в грамоте Ивана III. Аристово находится как раз справа по течению реки, здесь называемой Лобовкой. То есть привязка к местности состоялась. Из чего можно сделать один очень важный вывод – первое упоминание реки «Лобни» состоялось ещё в 1504 году, до Писцовых книг XVI-XVII веков. И добавим названия Лобовка и Лобская в коллекцию названий реки «Лобня».

Для интереса поднимем другие источники, к которым обращалась Т.Б. Рогова при экскурсе в историю реки «Лобни». В Писцовых книгах 1585 года несколько раз упоминается река «Лобня», называемая как Лба:

«За боярином за Никитою Романовичем Юрьева в вотчине, что было прежде за Григорием Степановым сыном Собакина в вотчине, а после было за князем Иваном Юрьевичем Токмакова: село Чальиново на р. Лбе, а в нем церковь Троица Живоначальная, каменная… Дер. Рогово на рчк. на Лбе,… Дер. Перепечино на рчк. на Лбе…»[7].

В тексте описка или опечатка – село Чальиново на самом деле село Чашниково, именно в нём была церковь Троицы Живоначальной и именно Чашниково до сих пор располагается на реке «Лобня». Встречается и другое знакомое название – Перепечино, также сейчас существующее.

Пора делать промежуточные выводы. А именно – согласно упоминаниям в 1504 и 1585 годов и принимая во внимание документ 1766 года, река с названиями Лобская, Лба и Лобовка вытекала из Круглого озера (3) и на её берегах было село Чашниково и деревня Перепечино (1).

Поднимаем первоисточники далее. В дозорных книгах Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год указывается:

«церковь Пресвятые Троицы в государеве селе Чашникове, у реки Скалбы (Албы) …, а к той церкви церковной земли … на речке Лобне»[8]

Т.Б. Рогова сделала правильное замечание, что дьяк, записывавший расположение земель села Чашниково использовал различные названия реки – Скалба (Альба) и Лобня. Но разнести на карте эти названия и «прикрепить» к разным рекам лично у меня не получилось, тем более, что всего через два года в Писцовых книгах Приказа Большого Дворца от 1682 года повторяется описание земель села Чашниково, где название реки используется одно и то же:

«под поповым двором и огородом в селе Чашникове старые усадьбы треть десятины,… животиннаго выпуску за речкою Альбою… сена по одну сторону реки Албы… под церковную пашнею по реке Албе…»[9]

Предположу, что дьяк Патриаршего Приказа, составлявший описание земель в 1680 году, был как раз человеком не местным, а приезжим. Крестьяне же, которых он опрашивал, тоже не задумывались над точностью формулировок. Поэтому одну и ту же реку назвали по разному – Скалбой (Альбой) и Лобней. Но стоит отметить, что название реки «Лобня» как Лобня впервые зафиксировано именно в 1680 году.

Вернёмся к карте Кусова по состоянию на 1766 год. Из озера Круглого вытекает река Лобовка. Первым левым её притоком обозначена река Альба, впадающая невдалеке от современной Агафонихи. Лобовка же в нижнем течении меняет своё название на Лобню. Иначе как чехардой названий ситуацию не назвать. Предположу, что связано это с тем, что Кусов «сшивал» большую карту из отдельных планов владений. А в каждом владении реки называли немножко по разному. Но в целом на карте Кусова указана почти достоверная информация.

Эту информацию можно проверить по оригинальным ПГМ, с которыми работал Кусов. И увидеть на них много чего нового и интересного. Для этого в архиве PГАДА были заказаны три ПГМ, датируемых 1767 годом – села Киово[10],  села Чашникова[11] и деревни Пучки[12], все с прилегающими землями.

В юго-восточной части плана земель села Киово нанесены два ручья. Первый из них, с условным современным названием «Букинка» (5):

1767-bukinskij-ruchej-polnostyu-1354_250_k-32k_4

Ручей берёт начало из болотины, что сейчас располагалась бы на месте микрорайона Депо. Возможно на месте этой болотины и вырыт пруд по правую сторону Рогачёвского шоссе. Далее ручей пересекает будущую Рогачёвку и проходит восточнее деревни Нестерихи. Не верьте глазам своим – на карте Нестериха указана как «Дерюгина», хотя в легенде карты названа правильно:

1767-legenda-1354_250_k-32k

Далее ручей протекает западнее деревни Букино и поворачивает на запад, в сторону деревни Катюшки, оставшейся за пределами карты.

Красной рамкой выделено название ручья, которое увеличено ниже:

1767-bukinskij-ruchej-nazvanie-1354_250_k-32k_4


Увы, разобрать название ручья не удаётся. Единственное, что можно с уверенностью сказать, в середине присутствует буква «б». Но отчаиваться не надо, поскольку позже рассмотрим карту Чашниковских земель, куда и держит путь «Букинка».

На Киовской карте есть и другой ручей, условно называемый сегодня «Москвичовкой» (6), и берущий своё начало из места, где сейчас расположен Москвичёвский пруд.

1767-moskvichovskij-ruchej-1354_250_k-32k_4


Попытки разобрать название ручья не привели к конкретным успехам, но различимых букв гораздо больше: «Е.дов… Рче.» (вместо нераспознанных букв поставлены точки). Последнее слово означает «ручей», поскольку в те времена при письме иногда некоторые гласные пропускались. А вот что означает «Е.дов…» – фантазии не хватает.

Перейдём к ПГМ Чашниковских земель. Для лучшего понимания ситуации фрагменты планов Чашниково и Киово объединены на одном рисунке, но разделены красной границей.

1767-katyushki-i-bukino-s-granitsej


«Москвичовка» на карте Чашникова уже не показана, но название ручья у деревни Катюшки, продолжение «Букинки», читается отлично:

1767-reka-v-katyushkah

Итак, всё название видно: «Бѣлой Катешка», что в современном звучании должно быть «Белая Катюшка» (11). Историческое название установлено, но на самом деле их два – первое, на Киовской земле, не удалось установить из-за небрежной надписи картографа. Возможен и другой вариант – после впадения в «Букинку» «Москвичовки» («Е.дов… Рче.»),  у «Букинки» появляется другое название – «Белая Катюшка». А возможно, что крестьяне в разных деревнях называли ручейки по разному.

После Катюшек «Букинка» впадает в речку, которая у деревни Носово  подписана вполне привычным названием «Речка Алба» (1):

1767-reka-v-nosovo


В запасе осталась ещё один ПГМ, деревни Пучки, через которую совершенно точно протекает река «Лобня». Так оно и есть, но название искажено на «Аба»:

1767-reka-v-puchkah


А левым притоком «Абы» является ручей с названием, не до конца поддающимся расшифровке: «Тр.п.евский ручай». Кстати, этот ручей отмечен и на современных картах Google (9). Если вспомнить карту В.С. Кусова, то этот ручей ошибочно называется Альбой.

1767-ruchej-v-nosovo

В более поздних картах, например Московского уезда 1849 года интересующая нас река «Лобня» названа «Ельба или Лобня», хотя верховья показаны неверно.

1849-moskovskij-uezd


На карте 1852 года название реки опять указано Лобня:

1852


Подведём очередные промежуточные итоги. До 1852 года включительно река «Лобня» носит созвучные названия – Лобская, Лба, Скалба, Альба и прочие незначительные вариации. Картографы нередко неверно указывали исток «Лобни», путая либо с ручьём из Агафонихи (10), либо с ручьём (9) (Альбой по версии Кусова), или даже (8). Удалось хотя бы приблизительно установить названия ручьёв, левых притоков «Лобни» на территории современного города Лобни:

«Москвичовка» – «Е.дов… Рче.» (6)

Верхнее течение «Букинки» имело имя собственное, но на карте нечитаемое, поэтому пока не установленное (5).

Нижнее течение «Букинки», после впадения в него «Москвичовки» – «Белая Катюшка» (11)

Ручей, впадающий в реку «Лобня» до деревни Пучки – «Тр.п.евский ручай» (9)

Отклонение от «исторических» названий реки «Лобни» началось с так называемой картой Шуберта. В 1860 году были изданы военно-топографические карты, подготовленные под руководством Фёдора Фёдоровича Шуберта. Топографические инструментальные съемки в Московской губернии производились в 1838-1839 годах. Высокопрофессиональные топографы тщательно отобразили детали рельефа, но, как оказалось, не всегда аккуратно обращались с топонимами. Пример тому искажённое название села Траханеева (или Трахонеева, сейчас в черте Химок), превратившееся в «Траданова». Карты Шуберта были выполнены на высочайшем уровне и стали основой для многих поколений карт. Соответственно ошибка с названием села встречается на картах до 1930-х годов.

Вероятно, при составлении карт 1860 года тоже произошла ошибка с именованием реки «Лобни», но другого свойства: при опросе местного населения о названии реки военный топограф спросил первого встречного крестьянина, который по какой-то причине назвал реку Мещерихой. Может быть так реку «Лобню» называли в его деревне, может в семье, а может это было его личное мнение. Увы, ошибка прижилась и существует по сегодняшний день.

1860-shubert


Атлас Ильина выпуска 1871 года в качестве первоисточника видимо не использовал карту Шуберта и река «Лобня» на всём своём течении осталась Лобней.

1871-atlas-ilina


Карта 1878 года тоже называет её Ельбой или Лобней

1878


В карте 1923 года, по сути кальке с карты 1900-х годов Ильина, реку опять упорно называют Лобней.

1923

А в 1926 году, при составлении гидрографической карты Московской губернии И.А. Здановским, за верхним течением «Лобни», от Круглого озера до впадения в неё «Букинки», закрепляется название Мещериха. А «новой» «Лобней» стал называть «Букинку» и нижнее течение «Лобни» до впадения в Клязьму. То есть «Лобня» остаётся пока «главной» рекой, принимающей в себя правым притоком Мещериху.

1926-gidrograficheskaya-karta-fragment-s-lobnej


На карте Краснополянского района, датируемой примерно 1940 годом, река «Лобня» уже и в верхнем, и нижнем течении называется Мещериха.

1940-ok-karta-krasnopolyanskogo-r-na-fragment

Можно считать, что примерно с 1940 года название Мещериха, присвоенное топографом Шуберта, «захватило» всю реку «Лобня». На современных картах рекой Лобней или Лобненкой называют «Букинку», точнее то, что от неё осталось.

Попытаюсь подвести окончательные итоги. В результате халатности военного топографа в 1838-1839 годах сформировалась устойчивая ошибка, которая через сто лет привела к возникновению и фиксации нового топонима «река Мещериха», со временем распространившегося на всё протяжение реки «Лобня». Хорошо это или плохо – вопрос философский. Лично мне обидно, с карт исчезают исторические названия рек. К сожалению это не единичный случай. Примеры, которые я хорошо знаю: исчезло название речки Студёнки, что является правым притоком Клязьмы и впадает в неё чуть выше деревни Клязьма (Химки); потерялось старое название реки Водожка, называемая ныне Котловка и протекает рядом с деревней Рождествено (Дмитровский район, Габовское сельское поселение); стал безымянным ручей Гузейка между деревнями Федотово и Редькино (Дмитровский район, Габовское сельское поселение). То же случилось и с «Лобней» (Скалбой, Альбой, Лобовкой и прочими названиями) – она превратилась в Мещериху. Лобней же обозвали полузасыпанный «Букинский» ручеёк…

Но есть надежда, что «Лобня» продолжает носить своё древнее имя. В Государственном водном реестре под номером 09010300312110000031188 числится река… Альба[13]! В неё «впадают» озёра Долгое и Круглое, длина составляет 17 км, площадь сбора воды 70 км2, впадает в реку Клязьму на участке от истока до Пироговского гидроузла. Совпадение с современной Мещерихой на 100%! Что за казус? Почему на картах Мещериха, а в госреестре историческое название?


[1] Е.М. Поспелов Географические названия Московской области. Топонимический словарь. Москва. Астрель. 2007. С.335-336
[2] Лобня. Природа. История :  книга по краеведению / Т.Б.Рогова. – Лобня, 2011, С.39
[3] Лобня. Природа. История :  книга по краеведению / Т.Б.Рогова. – Лобня, 2011, С.40-41
[4] Лобня. Природа. История :  книга по краеведению / Т.Б.Рогова. – Лобня, 2011, С.42
[5] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950, стр.389
[6] Кусов В.С. Земли Московской губернии XVII века. Карты уездов. Описание землевладений. Москва, 2004
[7] Калачов Н.В. Писцовые книги государства Московского. Часть I/ Санкт-Петербург, 1872, стр.176
[8] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московскаго уезда). Москва, Университетская типография, 1887, стр.45
[9] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московскаго уезда). Москва, Университетская типография, 1887, стр.46
[10] РГАДА, Ф.1354, Оп.250, Л.К-32к
[11] РГАДА, Ф.1354, Оп.250, Л.Ч-16с
[12] РГАДА, Ф.1354, Оп.250, Л.П-44с
[13] http://www.textual.ru/gvr/index.php?card=179353



Источник: iKuv.Ru



Tags: клязьма, лобня, малая родина
Subscribe

Posts from This Journal “малая родина” Tag

promo ikuv november 28, 2014 17:26 7
Buy for 20 tokens
В продолжение темы. Мой друг, горRчий эстонский парень, вспомнил, что в 1989 году в СССР на Moscow Music Peace Festival (Рок против наркотиков) приезжал сын Джона Бонама, барабанщика Led Zeppelin, Джейсон Bonham (Jason Bonham). Яблоко от яблоньки недалеко упало и Бонам-младший тоже стал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments